00:00, 14 ноября 2009 года

Основы религиозных культур и светской этики будут преподавать ставропольским школьникам

В эксперимент наш край включен, поскольку «Основы православной культуры», также в рамках апробации, изучались в общеобразовательных учреждениях нескольких районов на протяжении трех последних лет, причем курс читался факультативно. Теперь же новый предмет будет включен в поурочное расписание в четвертых классах всех ставропольских школ. Родителям предложено выбрать, какую из его составляющих будет изучать ребенок. Это могут быть либо знания по основам культур одной из четырех мировых религий ­ православия, ислама, буддизма, иудаизма; либо курс «Основы мировых религиозных культур»; либо, наконец, раздел «Основы светской этики» ­ дабы не были ущемлены интересы семьи, которая не склонна давать детям религиозное воспитание. Список предложенных модулей не случаен, он формировался по результатам опросов старшеклассников и родителей младших школьников в разных регионах страны.

На встрече в минобразе СК, в которой приняли участие заместитель председателя правительства Василий Балдицын, министр образования Алла Золотухина, ректор Ставропольского госуниверситета Владимир Шаповалов, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, имам города Ставрополя Расул­хаджи Ижаев, а также начальники районных отделов образования, директора школ, методисты, затрагивался ряд ключевых вопросов пилотного проекта. Как подчеркнула в своем выступлении А. Золотухина, есть разные точки зрения на механизмы его реализации, их необходимо высказывать и обсуждать.

В чем собравшиеся были единодушны, так это в том, что введение подобного предмета в школьный курс давно назрело. Десять библейских заповедей есть основа основ существования человека в обществе, независимо от того, воспитан он в системе религиозных ценностей или в рамках светской морали. К сожалению, жизнь социума все дальше от этих скрижалей, все менее духовна и нравственна, и дети растут вне понимания, что есть добро, а что ­ зло.

По­разному же выступавшие смотрят, например, на то, кому доверить преподавание основ религиозных культур в светской школе. Архиепископ Феофан высказал мнение, что этот учитель должен быть человеком верующим, имеющим свое собственное внутреннее отношение к религиозным ценностям. Поддержал его в этом и Р. Ижаев. Ректор СГУ В. Шаповалов подчеркнул, что преподаватель должен быть прежде всего человеком высокообразованным и культурным, имеющим глубокие знания в данной области. А директор Ставропольского лицея № 14 В. Медведева считает, что найти в каждой школе воцерквленных учителей ­ задача трудно выполнимая. Говорили и о том, что у семьи должно быть право предпочтения учебного модуля в рамках предмета, давление, разнарядка «в ту или иную сторону» ­ недопустимы.

По данным министерства образования края, родительский выбор пока выглядит так. Из 23 тысяч поданных в школах заявлений более половины ­ за изучение общего курса основ мировых религиозных культур и модуля «Основы светской этики».

В ближайшее время 45 преподавателей края поедут в Москву на специальные методические курсы, а вернувшись, станут передавать полученные знания коллегам, назначенным вести новый предмет. К подготовке специалистов подключаются Ставропольский госуниверситет и краевой институт повышения квалификации работников образования. Обещают поддержку теологи и богословы вузов края.

Новый образовательный проект, как прозвучало в выступлении заместителя председателя СК В. Балдицына, может стать важным фактором в объединении нашего многонационального региона, в воспитании толерантности и уважения к культурам и традициям друг друга.

«Кому доверим святое»
Газета «Ставропольская правда»
14 ноября 2009 года