00:00, 11 ноября 2009 года

Новые окна, старые проблемы

В редакцию «СП» обратилась жительница поселка Затеречного Нефтекумского района, пенсионерка Т. Гаражиева. В своем письме она рассказала следующую историю.

Минувшей весной решила она поменять окна в квартире. Долго думала, какие предпочесть: новомодные металлопластиковые или традиционные деревянные. Остановила выбор на последних – мол, дешевле будут. Теперь возник вопрос: где их заказать? Чтобы далеко не ездить, решила обратиться к местному мастеру. Тот запросил по 3,5 тысячи рублей за изготовление каждого окна, плюс за монтаж еще по 500 «целковых». Всего речь шла о пяти окнах. Татьяну Макаровну устроили эти условия, и стороны ударили по рукам.

Спустя какое–то время мастер приехал к заказчице, чтобы сделать замеры. И тут же заявил, что она–де должна выдать ему половину суммы, то есть 10 тысяч рублей, в качестве предоплаты. Та было заикнулась о составлении расписки в получении денег, однако предприниматель отрезал: никаких расписок я не выдаю. Пенсионерка вздохнула и отсчитала купюры. После этого мастер, по ее словам, напрочь потерял к ней всякий интерес. «Я все лето ездила к нему, но он только обещал, называл самые разные причины, почему он не делает окна: то ребенок заболел, то напарник запил, то его самого на работе нет. Потом через соседей удалось узнать его домашний адрес, и мы со свояченицей отправились туда. Все без толку: жена сказала, что он уехал. Тогда я поняла, что человек просто от меня скрывается», – пишет пенсионерка. Дальше – больше, по ее словам, наконец, удалось встретиться с неуловимым мастером, однако тот заявил, что никаких денег у нее не брал. Однако, «поломавшись», все же начал делать злополучные окна. Правда, изготовил только четыре рамы вместо обещанных пяти. Таким образом, резюмирует обиженная пенсионерка, одно окно ей обошлось значительно дороже, чем было оговорено вначале, и это, не считая расходов на поездки к мастеру и потраченных нервов.

«Мы – пенсионеры – самый незащищенный народ. Государство добавит раз в год сотню рублей к пенсии, а потом такие горе–бизнесмены еще больше отберут: то кефир просроченный подсунут, то печенье, погрызанное мышами, то попросту обманут... Я так понимаю: если ты стал предпринимателем, то держи марку, зарабатывай доверие и авторитет среди своих клиентов, а не облапошивай их. Поселок–то маленький, дурная слава быстро расходится. Сама я теперь никогда к этому мастеру не обращусь и своим знакомым отсоветую», – пишет Т. Гаражиева.

Что тут скажешь? В крае действуют несколько организаций, призванных защищать права потребителей. Однако ни одна из них не смогла бы помочь пенсионерке в этой ситуации по той простой причине, что нет никаких документов, подтверждающих заключение с мастером договора. Собственно, в этом–то и состоит опасность работы с частниками–нелегалами. Да, за свою работу они, как правило, назначат меньшую цену, но никто не даст гарантии, что завтра они не «растворятся» с вашими деньгами. К тому же наказать таких подрядчиков за некачественно выполненную работу законным способом будет практически невозможно. Что же касается оплаты услуг авансом, то здесь не следует полностью полагаться на честность исполнителя, даже учитывая сельскую специфику. Как говорится, дружба дружбой, а деньги врозь. Попросить расписку в получении денег – не значит обидеть человека. Это нормальный, цивилизованный подход. При этом в расписке должны быть максимально подробно указаны данные участников сделки.

«Когда не стоит доверять»
Газета «Ставропольская правда»
11 ноября 2009 года