00:00, 10 ноября 2009 года

Африканская чума свиней: Ставрополье в группе риска

­ В этом году есть все предпосылки выполнить взятые краем обязательства и запланированные показатели по аграрной отрасли. Однако все эти планы, наряду с инвестициями в АПК и хранящимся на ставропольских элеваторах урожаем находятся под большой угрозой в случае возникновения новых очагов африканской чумы свиней. Ведь развитие ситуации у ростовчан, где пять районов оказались пораженными вирусом, ­ это, по сути, сводки сообщений с театра военных действий.

И в этой обстановке минсельхоз края и управление ветеринарии, в частности, уже в течение года объясняют руководителям сельхозпредприятий, где содержатся свиньи, необходимость их перевода в закрытый режим работы, что пока является главной гарантией безопасности. Но, к сожалению, список тех, кто ставит свиноводство и экономику края под угрозу, довольно солидный. В общей сложности на этих предприятиях и в фермерских хозяйствах содержится 8,7 тысячи свиней. И из­за этого небольшого количества, по сути, рискует всё 400­тысячное свиное поголовье региона. Подсчитано, что потери, которые понесет край в случае возобновления эпидемии и последующей ликвидации свиноводства, превысят 20 млрд. рублей.

Почему я говорю о таких серьезных масштабах риска? Дело в том, что, по прогнозам Россельхознадзора, в ближайшие полгода­год распространение АЧС грозит свиноводам Волгоградской области, Липецкой, а также Белгородской. Сценарий Ростовской области предрекают и нам.

И как раз на примере ростов чан можно судить, что ждет наш край в случае возвращения эпизоотии. В Ростовской области сейчас «забыли» о посевной и ремонте сельхозтехники, все силы брошены на ликвидацию последствий АЧС. Это же колоссальные экономические потери, учитывая, что регион «закрывается» для вывоза сельхозпродукции. А представьте, что значит для нашего края потеря закупщиков фуражного и продовольственного зерна! Да и где в условиях кризиса взять деньги на компенсации владельцам свиней?

– Вячеслав Вячеславович, предполагаю, что немалую опасность для распространения вируса африканской чумы свиней представляют животные личных подсобных хозяйств, которые намного сложнее проверить, чем крупные предприятия и фермеров…

– Да, частный сектор, где содержится около половины поголовья свиней края – примерно 220 тысяч, беспокоит управление ветеринарии в большей степени. Здесь дисциплину установить намного сложнее. Это беда всего ЮФО, ведь в большинстве случаев падежи животных в населенных пунктах начинались именно на отдельных подворьях, где в принципе невозможно соблюдать необходимые ветеринарные условия, которые предписываются профилактикой АЧС.

Обеспечить высокую биологическую защиту животных граждане, желающие заниматься свиноводством, могут только организованными усилиями ­ например, объединившись в кооперативы. Другой путь ­ отказываться от свиноводства, заменив его другими видами деятельности. Кстати, отмечу, после того, что пережил край прошлогодней осенью и этой весной, наметилась явная тенденция сокращения поголовья в частном секторе. Люди стараются избежать риска. И дальнейшая работа по разъяснению, что это оптимальное решение, будет продолжена. Для этого мы рекомендуем властям поселений почаще собирать сходы граждан, доступно объяснить все риски.

Край однозначно не останется без свинины, если уйдут с рынка частники. Наши сельхозпредприятия так или иначе будут вынуждены перейти в закрытый ­ то есть безопасный ­ режим работы.

– Когда в крае было выявлено несколько очагов африканской чумы, немало претензий высказывалось в адрес районных ветеринарных служб. Удалось ли сейчас устранить отмеченные тогда недостатки, как они работают?

– Приходится признать, что в некоторых районах Ставрополья очаги не возникли по чистой случайности. Есть населенные пункты, где никто и никогда не занимался профилактической работой по этому заболеванию. И что касается районных ветслужб, то по некоторым из них я внес соответствующие предложения главам администраций районов для согласования отстранения руководителей от должностей. И считаю, что местным властям надо быстрее принимать решения по этим вопросам.

Приказом управления ветеринарии края от 24 июля 2009 года запрещена выдача ветеринарно­сопроводительных документов на животных при отсутствии у них индивидуального идентификационного номера. Ведь до этого ветеринарно­сопроводительные документы получить было не так сложно. Зафиксированы и такие случаи, когда, например, по одному ЛПХ с поголовьем в 70 животных, которые проходят по всем журналам обработок, вакцинаций и т.д., за несколько месяцев справок выдано на 180 голов. Или официальная численность свиней, к примеру, в одном из населенных пунктов 300 голов, а справок для перемещения выдано на более чем пятьсот животных. Налицо каналы реализации животных неизвестного происхождения.

Но их, к сожалению, несмотря на все объяснения о рисках, продолжают перевозить. Причем понятно, происходит это потому, что такое мясо еще принимают. Проверки показали: например, в Кисловодске принимаются подозрительные мясопродукты даже с территории соседних республик... Но вот кому потом задавать вопросы, если чуму таким образом все же завезут, непонятно. Потому сейчас усилена работа по проверке лабораторий ветеринарной экспертизы и перерабатывающих предприятий для исключения приема мяса и мясопродуктов неизвестного происхождения.

Но опять повторюсь ­ что может сделать ветеринар в одиночестве? Мы готовы метить животных, вакцинировать, прививать, содействовать во всем. Но ситуацию не взять под контроль без содействия местной власти.

– То есть муниципалитеты не то что забывают о профилактике, но, скажем так, закрывают глаза на некоторые нарушения?

– Приведу такой пример. Управлением ветеринарии подготовлен проект правил содержания и регистрации домашних животных, который уже давно был внесен на рассмотрение депутатам сельских поселений. Эта мера позволит установить контроль за перемещением животных в частном секторе. Многие сельские поселения уже приняли эти правила. Но мне непонятна позиция поселений, где не так давно были зарегистрированы очаги АЧС и правила до сих пор не утверждены. Так, их нет ни в одном поселении Советского района, селе Надежда Шпаковского и Ростовановском Курского районов. Вот и спрашивается: как там защищаются интересы населения? Ведь когда возникает очаг, село закрывается, по сути превращаясь в резервацию до тех пор, пока не вырежут последнюю свинью. Потом на 30 дней продлевается карантин. И, как правило, весь процесс затягивается на 2­3 месяца. То есть все это время с территории не вывозится ни молоко, ни мясо, ни яйцо. Люди, которые живут продажей сельхозпродукции, остаются без средств к существованию. А кроме того, на протяжении года нельзя будет заниматься свиноводством. Это жесткие меры, но практика показывает, что без них ликвидировать распространение вируса не удается.

Муниципалы говорят о понимании, но почему же тогда так неудовлетворительно в некоторых поселениях идет работа по мечению свиней в частном секторе? Андроповский район остановился на 24%, Апанасенковский ­ 30%, Арзгирский ­ 33 %, Благодарненский ­ 38%, Туркменский ­ 28%. Это говорит о том, что главы сельских поселений недооценивают ситуацию. А потому недостаточно информируют население о существующей опасности.

– Вячеслав Вячеславович, ликвидацию очагов болезни, а самое главное – профилактику ее, по некоторым мнениям, осуществлять нелегко в том числе из­за пробелов в федеральном законодательстве. Вы согласны с этой точкой зрения?

– Согласен, белых пятен действительно остается много. Конечно, трудно судить о перипетиях, происходящих в ГДРФ, но факт остается фактом. В стране уже который год не принимается новый закон о ветеринарии и законодательно до сих пор практически никак не регулируется передвижение сельскохозяйственных животных. Между тем очевидно, что полномочия ветеринарной службы должны быть расширены хотя бы при фиксации нарушений. А кроме того, есть острая необходимость в принятии закона о трассировке животных (прослеживание их пути) и безопасности продукции. Будь он утвержден, своевольная перевозка животных была бы просто невозможна. Много говорилось уже о том, что в законодательстве должно быть четко прописано, как следует поступать с животными, которые перевозятся без документов. Сейчас как таковой регламентации действий просто нет. Мы задерживаем нарушителей с помощью милиции, осматриваем «живой груз» непонятного происхождения, выписываем административный штраф до тысячи рублей и отпускаем…

Приходится действовать на грани закона, ведь граждане используют свое право на неприкосновенность частной собственности и перевозят животных неизвестного происхождения, при этом ставят под угрозу весь край. Сейчас найдено взаимопонимание с правоохранительными и надзорными органами. Так, я лично принимал участие в недавнем задержании в Ессентуках животных без документов. Они были изъяты у владельца, умерщвлены бескровным способом и сожжены. А буквально на минувших выходных в Левокумском районе были задержаны жители поселка Терек Буденновского района, перево­зившие без документов и соответственно без идентификационных номеров две свиные туши. Они были также сожжены. Уверяю, что аналогичные действия будут предприняты во всех аналогичных случаях. Почему мы вынуждены прибегать к столь жестким мерам? Другого нет пути. Тем более что на днях Северная Осетия сняла карантинные ограничения по АЧС, и сейчас однозначно опасность для края возрастает...

Кстати, на состоявшемся недавно в Москве заседании межведомственной комиссии по недопущению распространения АЧС на территории России принято решение по Ростовской области передать дела в Генеральную прокуратуру по ряду руководителей предприятий и местных глав, а также случаев сокрытия падежа животных. Раз приняты такие меры на федеральном уровне, то это показывает серьезную озабоченность происходящим. И ситуацию из­под контроля упускать нельзя: в профилактической работе против такого вируса, как АЧС, нет мелочей.

«Ставрополье в группе риска»
Газета «Ставропольская правда»
10 ноября 2009 года