00:00, 3 ноября 2009 года

Как к празднованию Дня народного единства относятся ставропольцы

А если вернуться в глубь истории, то День народного единства (под другим названием) отмечался в течение столетий до 1917 года. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году) был объявлен государственным праздником. Именно с этой иконой народное ополчение под командованием Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского вступило в Китай­город, обратив в бегство интервентов. Российская государственность была спасена – в стране закончилось Смутное время. Этот праздник и раньше символизировал единство и сплоченность народов России независимо от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Поэтому не случайно именно этому дню предстояло в 2005 году заместить другую дату, отмечаемую 7 ноября, хоть и обозначенную с началом перестройки государственной системы осторожно как День согласия и примирения, однако более известную все же под старым названием ­ годовщина Великой Октябрьской революции. Теперь 7 ноября аншлага не собирает, но по­прежнему традиционно отмечается коммунистами и сочувствующими. Административный ресурс, как выясняется, и на этом уровне имеет решающее значение. Массовые мероприятия, которыми славились когда­то «октябрьские праздники», перенесены на 4 ноября.

Мнение политических деятелей по поводу нового праздника расходились поначалу диаметрально. Одни полагали, что новый праздник не приживется, а другие, что у Дня народного единства хорошие перспективы. Акценты были расставлены еще в 2004 году на заседании Госдумы России, когда голосовали за принятие соответствующего федерального закона: 327 депутатов были «за», 104 (все коммунисты) ­ «против», двое воздержались.

Социологические опросы ВЦИОМ накануне первого празднования Дня народного единства показали, что люди в основном пока не готовы к новациям. 63% респондентов высказались против отмены 7 ноября. Да и в названии нового праздника путались. 33% опрошенных считали, что 4 ноября отмечается День согласия и примирения, 8% собирались праздновать День народного единства, а 5% ­ День освобождения от польско­литовских интервентов. За прошедшее время удвоилось число тех, кто знает правильное название праздника. Одновременно стало больше россиян, которые по­прежнему «путаются в показаниях» и именуют его неправильно.

Видимо, это реакция на частые смены вывесок, которыми грешит наше время буквально во всех сферах жизни. Присутствует также некая социальная усталость. Трудно радоваться по государственному заказу, особенно в год экономического кризиса. Менее всего не склонны праздновать 4 ноября люди старше 55 лет. Более мобильной в сравнении с ними выглядит молодежь.

«СП» провела небольшой опрос на эту тему.

Елена К., 17 лет:

­ Почему не потусоваться, если это выходной день. Какая разница, как этот праздник называется... Название точное, я знаю, просто мы не очень циклимся на этом. На политическом, что ли, смысле его.

Л. Каменков, 24 года:

­ Да зря думают, что молодые такие уж безразличные ко всему. Идея праздника хорошая. Действительно, если бы не Минин и Пожарский, то была бы у нас другая страна. А еще те исторические события начала семнадцатого столетия являются хорошим подтверждением правила – захватчики долго не живут. Вот выгнали же их из Москвы. Поднялась «дубина народной войны» – и все. Но все равно я думаю, что люди еще не привыкли к новой дате. Всему свое время. Популяризацией праздника надо заниматься плотнее. Чем больше массовых мероприятий, интересных, привлекательных, тем быстрее «уложится» этот факт в головах.

Виктор В.,57 лет:

­ Буду отмечать еще и потому, что этот праздник совпадает с православным праздником – днем иконы Казанской Божией Матери. Дома, в кругу семьи. А как еще? Не совсем представляю, правда, какое единство может быть в нашем обществе. К сожалению, пропасть между богатыми и бедными растет. Поэтому, наверное, не все этот праздник отмечают.

Михаил П., 72 года:

­ Придумали праздник, чтоб народ не обижать. А как я его должен отмечать? Да никак. Я уже на пенсии, мне и выходного не надо. Может, дети посвободнее будут да в гости заскочат. Об идеологии не думал. Просто красный день календаря вместо 7 ноября. А чем плох был тот праздник? Многие оттуда, из СССР, трудно нам привычки менять.

Константин Х., 50 лет:

­ А какой же это новый праздник? Мы постепенно возвращаемся к истокам. Вот и вернули праздник, который с 1649 года отмечается в ознаменование окончания Смутного времени в России. Не все его пока принимают. И это естественно. Не сразу и Москва строилась. Я лично обязательно побываю на Крепостной горе, где будут проходить торжества .

«Непросто привычки менять»
Газета «Ставропольская правда»
3 ноября 2009 года