00:00, 28 октября 2009 года

Отчего подростки становятся трудными?

– Ольга, существует мнение, что трудных подростков формирует асоциальная либо так называемая «социально незащищенная» семья. Так ли это?

– Во многих случаях, но не всегда. Семья может быть и вполне благополучной внешне: она и полная, и достаток в доме есть – а ребенок из этого дома все время сбегает. Часто выясняется, что ему не хватает элементарного внимания со стороны родителей, их интереса к его жизни и проблемам. Я веду в центре занятия психологического подросткового клуба. Вспоминаю, как одна девочка поделилась со мной и с ребятами своим желанием уйти из дому. Я ее спросила, с какой целью она хочет сбежать. Девочка объяснила, что так поступила ее одноклассница. Сказала: «Мама ее так искала, так переживала! И теперь они подружились, мать готова все для нее сделать!..». Побег может быть демонстрацией миру того, что ребенку элементарно не хватает любви. О том же часто свидетельствует и попытка суицида. Важно, чтобы взрослые это услышали.

К сожалению, дети не понимают, что демонстративное самоубийство может стать настоящим, а уход из дому на улицу также грозит опасностью для жизни...

– Часто ли вы в своей практике сталкиваетесь со случаями немотивированной жестокости среди подростков?

– Увы, на заседаниях районной комиссии по делам несовершеннолетних таких случаев рассматривается все больше. Драки, избиения, и все чаще в них участвуют девочки. Подробности – удручающие. Женщины вообще агрессивнее мужчин, более импульсивны, аффективно заряжены. Поводом может стать что угодно: не так одета, не так посмотрела на чьего–то парня и т. д. Бьют толпой, нередко снимают все это не видео и выкладывают в Интернет. Во многих подростковых компаниях стало нормальным, что девочка должна уметь драться, знать какие–то болевые приемы.

Здесь, на мой взгляд, сказывается влияние СМИ, голливудских фильмов. Те же «Никита», «Убить Билла», «Солдат Джейн»... Появляются подобные героини и в нашем российском кино. Но в наших лентах женщина – участковый инспектор милиции или прокурор – все же возвращается после работы в семью, где у нее роль жены и матери. А в западных боевиках она и спит с пистолетом под подушкой.

Да и общество в целом по–другому сегодня видит идеал женщины. Она должна быть бизнес–леди, на равных конкурировать с мужчиной, за себя постоять, соперниц победить... Все это воздействует на неокрепшие умы девочек–подростков.

Криминогенность в подростковой среде усиливает ситуация имущественного расслоения. Кого–то привозят в школу на дорогой иномарке, дают каждый день по 500 рублей карманных денег. А кому–то не могут дать и десятку. Это может вызвать агрессию, спровоцировать желание украсть, отнять.

– А может быть, не в одном расслоении дело? Мне кажется, что в нашем обществе детям перестали объяснять, что не все желания человека исполнимы – и с этим можно жить. Или что для их исполнения нужно затратить какой–то труд, и немалый. В телевизионном эфире вал рекламы. Съел шоколадку – и поехал с друзьями в Париж. Облился одеколоном – и будет тебе девушка с глянцевой обложки, которую якобы не нужно ни завоевывать, ни привлекать какими–то достоинствами...

– Ну да, главное – купить товар. Это умелое психологическое манипулирование. Дети, в силу отсутствия опыта, часто верят ему буквально. У них не формируется представление, что нужно делать, чтобы добиться желаемого. Между мотивом и достижением цели должно быть действие. Оно из сознания выпадает, логическая цепочка рвется.

И родители с подростками об этом не говорят. Им когда–то старшие объясняли, что для достижения успеха нужно получить образование, двигаться по карьерной лестнице. Но сегодня вокруг полно людей, которые ездят на «мерседесах» без всякого образования. Или с купленными дипломами. Родители сами в растерянности.

– Что же делать? Ведь ребенок нуждается в нравственных ориентирах.

– Вероятно, родители должны вначале определить их для себя.

А еще нужно учить детей проживать различные эмоции. Когда испытываешь радость, удовольствие, понятно, как себя вести. А когда переживаешь скуку, разочарование, когда чувствуешь себя беспомощным, неудовлетворенным – как с этим справляться? Если ребенку этого не объяснять, главной реакцией у него могут стать агрессия, деструктивные желания.

– Удается ли вам как специалисту помочь неблагополучным детям?

– Некоторые посещают наш клуб «Подросток», иногда они соглашаются на индивидуальные занятия с психологом. Правда, специалист может взять «в работу» не больше шести–семи человек, а ребят таких много.

Но, в общем, с чего начинается «трудный ребенок»? Ну, учится он плохо, ведет себя на уроках не лучшим образом. Но если находится в школе, в центре дополнительного образования человек, который за этими ярлыками видит личность, то шансы выправиться у детей есть. Вот у нас в районе действует подростковый центр «Типчак», где эти самые трудные готовы дневать и ночевать, в любую погоду нести караул у Поста № 1. Они чувствуют там себя уважаемыми и значимыми людьми, в этом все дело.