00:00, 28 октября 2009 года

Мясное скотоводство на Ставрополье пока держится на энтузиазме

Впрочем, более предусмотрительные хозяева давно уже видели перспективность этого занятия. За последние годы цена на говядину повысилась чуть ли не вдвое, и велика вероятность, что лет через пять–десять она станет самым дефицитным продуктом в мире. Ставрополью вполне по силам найти свою нишу на этом рынке, ведь самое главное – пастбища – у края есть, и важно только правильно выбрать породу, подходящую для каждой почвенно–климатической зоны, да еще получить поддержку государства.

Приманычье со своими предпочтениями уже определилось. Здесь успешно прижились животные калмыцкой, герефордской и казахской белоголовой пород. Наверное, именно поэтому в Апанасенковском районе состоялся семинар по вопросам развития мясного скотоводства. Провело его министерство сельского хозяйства СК. Участники семинара побывали на отдаленных участках, чтобы познакомиться с результатами работы апанасенковских животноводов. Удивляться было чему.

Например, в СПК–племзаводе «Дружба» замахнулись даже на создание собственного, вознесеновского типа калмыцкого скота. Председатель хозяйства Евгений Кущ подчеркивает, что в любом деле, а в животноводстве тем более, все зависит от специалистов, их трудолюбия и дотошности. К тому же растить их надо на своей земле, силой родительского примера. Вот был всю жизнь гордостью колхоза старший чабан Николай Акимович Башлай – со знанием дела ухаживал он за овцами, а вместе с его питомцами подрастал и сын–помощник Петр. Теперь он уже зрелый человек, лучший гуртоправ, и в штате у него молодые ребята, отслужившие в армии. Вот так и возрождается престиж профессии.

В другом приманычском хозяйстве – СПК «Путь Ленина» – министр сельского хозяйства края Александр Манаков верно подметил: «Сапоги на скотнике добротные, хромовые, лошадь под ним справная, в красивой сбруе. У таких хозяев животные не могут быть плохими».

И действительно, животные калмыцкой породы удостоились самых лестных отзывов специалистов. Да и скотники в СПК «Путь Ленина» на жизнь не жалуются: одной только дополнительной оплаты за прошлый год получили почти полмиллиона, к тому же на стоянке можно держать личный скот и овец. Это хозяйство – пионер в деле улучшения пастбищ, здесь с успехом подсевают степь пыреем – весной его косят на сено, а зимой на полях пасется скот. Еще участникам семинара показали маточную отару – племенное ядро. И специалисты только развели руками: не в каждом районе такое идеальное поголовье увидишь.

Есть в сельхозпредприятии «Путь Ленина» чистокровные лошади буденновской породы, рынок сбыта невелик, но зато колхоз участвует во всех скачках, и небезуспешно. Без призов местные жокеи не возвращаются. Да и чабаны не на клячах скот пасут.

Но отрасль должна развиваться не на одном только людском энтузиазме. В министерстве сельского хозяйства края разработана программа развития мясного скотоводства до 2012 года. В 2009 году на поддержку отрасли только из краевого бюджета выделено 8,8 миллиона рублей – за поголовье родившихся телят мясных пород. Еще одной формой поддержки являются субсидированные кредиты, на которые могут рассчитывать хозяйства, решившие развивать собственную переработку.

Для Ставрополья доращивание и переработка – больные вопросы, у нас нет ни одной откормплощадки, поголовье выращивается до восьми месяцев, а потом идет на продажу. К слову, кабардинские скотоводы, покупающие у нас молодняк, в качестве добавок используют отходы винодельческих производств, а у нас в крае они благополучно сливаются в … реки.

Сейчас на Ставрополье мясным скотом занимаются в 77 хозяйствах из 571 сельскохозяйственной организации, числящейся в реестре АПК. Как отметил Александр Манаков, рост поголовья не такой интенсивный, каким был три–четыре года назад, и основная работа ведется в 13 хозяйствах. Кстати, в их числе три племзавода, и все они находятся в Апанасенковском районе. Самая популярная мясная порода – калмыцкая – составляет 54 процента.

В последнее время значительно сократилось овцепоголовье, особенно в центральной зоне края, но при этом остались кошары, высвободились пастбища, пока еще не утратили навыки кадры – самое время восполнить этот пробел разведением мясного скота. В Андроповском районе, к примеру, для этого есть все возможности и почти 100 тысяч гектаров пастбищ, а скотом занимаются только три крестьянско–фермерских хозяйства.

Большой разбег в достижениях в разных районах: где–то не получают и 50 телят от сотни коров, тогда как в апанасенковских племзаводах «Дружба», «Путь Ленина» и ипатовском племрепродукторе имени Калягина – 96. В племзаводе имени Апанасенко выход телят вообще составляет 100 процентов.

…Как всегда, успешно съездила делегация нашего края на Всероссийскую агропромышленную выставку «Золотая осень–2009», откуда привезла немало «золота» – 11 медалей, а также две серебряные и одну бронзовую. Эти награды вручены хозяйствам в том числе и за достижения в области мясного скотоводства. А это, как отметил Александр Манаков, дорогого стоит и означает, что мы, несмотря ни на что, держим марку края. Следовательно, есть все шансы составить конкуренцию зарубежной продукции под таможенным кодом «блочное мясо», которое господствует ныне на российских прилавках. А ведь качество его весьма сомнительное.

В общем, несмотря на многие проблемы, мясное скотоводство на Ставрополье возрождается. Кстати, руководитель СПК «Кучерлинский» Туркменского района Иван Негрешный признался, что, приехав несколько лет назад на семинар в Дивное, он из скептика превратился в сторонника развития мясного скотоводства. В результате сейчас хозяйство является племрепродуктором по выращиванию калмыцкого скота.

«Наш ответ «блочному мясу»»
Газета «Ставропольская правда»
28 октября 2009 года