00:00, 21 октября 2009 года

Нужно ли тестировать школьников и студентов на наркотики?

Тема вовсю обсуждается на форумах в Интернете, один из сайтов сообщает, что за тестирование высказываются до 70 процентов россиян. Наша газета провела свой блицопрос...

Наталья Соловьева, директор ставропольского общеобразовательного лицея № 10:

– Я думаю, что если к нам придут с такой проверкой, то дети на меня как на директора образовательного учреждения обидятся. На наше счастье, ни одного случая употребления наркотиков среди лицеистов не зафикисировано, зачем все это? Да и родители учащихся, мне кажется, в массе своей к тестированию отнесутся отрицательно.

Вот в вузах проверка на наркозависимость, по–моему, нужна. Там ребята постарше, соблазнов у них побольше... Да и для старшеклассников это будет мотивация отказаться от наркотиков заранее. В студенты–то все хотят...

Юлия Пилецкая, мама старшеклассницы, г. Пятигорск:

– Я ничего не имею против подобного тестирования своей дочери. Понятно, что как каждый родитель, надеюсь, что моего ребенка эта беда обойдет, но береженого, как известно, бог бережет. А что информация о наркозависимости может стать известной в школе... По сравнению с серьезностью самого факта и необходимостью как можно раньше принять какие–то меры это не суть важно.

Екатерина Попова, заместитель директора краевого центра психолого–педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками:

– Первым делом подумала об отношениях детей и родителей в этой ситуации. Тестировать в школах собираются подростков, а ребята в этом возрасте очень ранимы, конфликтуют со взрослыми. Что будет чувствовать пятнадцати–шестнадцатилетний, узнавший, что родители дали позволение проверить, не наркоман ли он? Скорее всего, обиду на то, что ему не доверяют, что взрослые считают его малышом, за которого они вправе все решать.

И потом — а что дальше? Сообщат семье, что у ребенка такая тяжелая проблема, и оставят наедине с ней? Никто ведь не говорит о каком–то алгоритме дальнейшей работы с подростком и его родителями. Предполагается ли он? Как будет проходить психологическая, социальная реабилитация наркозависимого? У нас ведь и специалистов–психологов по этому профилю не готовят. И социальных педагогов могут сократить...

Но, с другой стороны, не могу не понимать: если вовремя обнаружить, что ребенок начал употреблять наркотики, еще до формирования у него серьезной зависимости, ему можно помочь.

Елена Сладкова, заведующая отделением краевого клинического наркологического диспансера:

– Мы, наркологи, давно о такой мере говорим. Анализ можно делать во время диспансеризации школьников и студентов. В восьмидесятые годы нечто такое было. Наши врачи осматривали ребят каждый год вместе с педиатрами, окулистами и другими специалистами. Особое внимание уделяли школьникам из группы риска, по клиническим признакам определяли возможных наркозависимых. А теперь нарколог в комиссию по профилактическим осмотрам не входит. Лечить подростков от алкоголизма или наркомании можем только с согласия родителей.

Но вот вопрос: если положительный результат тестирования ребенка на наркотики будет тайной семьи, как выстроить дальнейшую цепочку взаимодействия с ним медиков, психологов, педагогов? Другое дело, что доверять эту информацию школе сложно. Там от таких детей тут же норовят избавиться...

«Береженого бог бережет?»
Газета «Ставропольская правда»
21 октября 2009 года