00:00, 20 октября 2009 года

В музей ­ на урок

Встречая неугомонную детвору, собеседница предупредила меня:

­ А сейчас, извините, урок!

Она разместила первоклашек на скамейках в одном из уголков большого зала и задала вопрос, который их очень удивил:

­ Какая кукла, по­вашему, считается традиционной русской игрушкой?

Предположений было немного: все тут же вспомнили о знаменитой матрешке. Но в руках у Лилии Евгеньевны оказались совсем не знакомые нынешней детворе тряпичные куклы, у необычных музейных экспонатов даже «лица» не было. Обратив на это внимание, маленькие «почемучки» тут же оживились...

Как оказалось, мастерицы оставляли кукол безликими не случайно, чтобы ребенка не сглазили. С этих удивительных для школьников открытий и начался самый обычный урок в Нефтекумском районном музее.

­ Они служили не только для забавы, но и были на Руси надежными оберегами для малыша, дома, семьи, ­ продолжала Лилия Евгеньевна, показывая кукол из соломы, мочала, камыша...

А потом можно было продолжить самостоятельное знакомство с музеем: заглянуть в русскую печь, постоять у деревенского плетня, подержать в руках ухват, прикоснуться к деревянному каркасу старинного ткацкого станка, который собран без единого гвоздя.

Мальчишки сразу же поспешили к трактору 1937 года выпуска. Вряд ли стальная машина прошлого столетия своим «дизайном» может вскружить голову современным подросткам, но когда узнали, что благодаря такой вот чудо­технике удалось голод в войну пережить, а потом и страну из разрухи вытащить, они смотрели на «старичка» уже совсем другими глазами. Лилия Евгеньевна хранит портрет знаменитого механизатора, который когда­то на нем работал. Кавалеру двух орденов Трудовой Славы Н. Аманьязову из аула Кунай восемь лет назад Владимир Путин в Кремле вручал орден Почета. Его воспоминания об этом событии уже тогда стали легендой: президент долго не мог прикрепить награду и пошутил, зная откуда родом орденоносец: «Наверное, у вас и пиджак степной пылью пропитан...»

­ Каждый из экспонатов связан с судьбами конкретных людей, поэтому интерес к нашему музею не иссякает, ­ говорит Лилия Евгеньевна, продолжая экскурсию уже лично для меня.

В углу ­ неприметная на первый взгляд этажерка для книг. Она принадлежала кавалеру ордена Ленина, участнику Первого Всероссийского съезда учителей Хусейну Резванову. Сверху установлен патефон ­ тоже необыкновенная музейная реликвия: в 30­е годы Михаил Суслов подарил его заслуженной бригаде механизаторов из Ачикулака. Не менее ценный для музея экспонат ­ рация бригады нефтяников, которая первой сообщила, что на Нефтекумье обнаружено месторождение нефти, ­ в живых из первопроходцев уже никого не осталось...

­ Для нынешних подростков все это уже свидетельства совсем другого времени, другой эпохи. И музей ­ единственное место, где можно соприкоснуться с историей, почувствовать настоящую гордость за своих земляков. Но он не может быть только хранителем памяти. Мы приглашаем сюда для общения самых разных людей и по возрасту, и по социальному статусу... Сохраняя традиционные направления в деятельности музея, ищем новые формы работы с молодежью ­ музей должен быть «живым», чтобы не потерялась хрупкая ниточка времен, ­ говорит Лилия Евгеньевна.

И эти коммуникативные связи не ограничиваются только образовательными учреждениями района. Третий год в музее, например, проводятся мероприятия, посвященные профессиональному празднику нефтяников.

С начала октября сотрудники музея через местные средства массовой информации объявили о проведении акции «Дети войны», предложив откликнуться жителей района, работавших в тылу. Управление пенсионного фонда и управление труда и социальной защиты населения помогли установить: только в городе их сейчас проживает более полутора тысяч.

­ О том, как сложились судьбы лишенных детства подростков, сейчас известно немного, ­ рассказывает Л. Ольховская. ­ Но первые звонки и письма нас потрясли. Многие не только с удовольствием делятся воспоминаниями, но и признались, что годы военного лихолетья оказали огромное влияние на всю дальнейшую судьбу.

В современной истории тоже немало трогательных, а порой и трагических моментов. На стенде в зале Боевой славы, например, хранится последнее письмо солдата, адресованное матери из горячей точки. Его невозможно читать без слез ­ поздравляя с днем рождения, он пожелал ей, чтобы плакала только от радости. А на следующий день он погиб...

Нефтекумский районный музей был образован почти десять лет назад. Его открытие приурочили к 80­летию района. Тогда насчитывалось всего 300 единиц хранения, а сегодня музейный фонд состоит из более чем трех тысяч самых необычных экспонатов. Своим любимым местом в музее Лилия Евгеньевна считает уголок этнографии. Здесь представлены подлинные предметы старины ­ рубахи, сшитые вручную более ста лет назад, рушники с яркими узорами, деревянные сани и другие предметы быта для русской избы. Так же ярко благодаря шерстяным коврам ручной работы, подаренным музею жителями района, можно представить убранство ногайской юрты. Тут же туркменские музыкальные инструменты и люлька­бесик, которая в семье передавалась только по наследству.

Открытые мероприятия, уроки, лекции и экскурсии, по словам Лилии Евгеньевны, должны обязательно оставлять след в душе каждого. И ей удалось главное ­ сделать музей интересным и близким для многих. Вот почему здесь не бывает тихо и скучно.