00:00, 29 сентября 2009 года

Отдых на Байкале

Примерно такой вопрос (насчет «слабо») задал Алексею Нога давний знакомый по Интернету Игорь Холкин. Друг друга они обнаружили во всемирной паутине года три назад. Вначале интерес был чисто коммерческим, а потом и о хобби заговорили. Оказалось, Холкин из Новоуральска (учитель физкультуры по образованию) много лет подряд водит подростков в походы по Уралу, Саянам, Алтаю и другим местам. Сплавляется с ребятами по рекам, учит школьников палатки ставить, рыбу ловить, костры разжигать. А в этом году решил (уже без детворы) в подходящей компании попытать счастья на Байкале: мол, под парусом пойдем по самому глубокому и самому красивому озеру в мире. Не сдрейфишь?

А чего бояться? Ведь не на омулевой же бочке придется священное море преодолевать, где вместо паруса кафтан дыроватый. Хотя… раньше­то Холкин с ребятишками сплавлялся в основном на катамаранах и представлял, что для Байкала такие суденышки слабоваты. Вместе с коллегами «изобрел» тримаран с поплавками и мощной рамой из легких сплавов. Помимо паруса, в качестве силовой установки двигатель «Ямаха».

Коллеги ­ это классный сварщик Михаил Булыгин и его друг Андрюха. Оба заядлые рыбаки и охотники. В команду входили также жена Миши Светлана и их четырнадцатилетний сын Димка, спонсор – «проводник» Михаил Наумов, доктор­невропатолог Никодимыч, преподаватель Свердловского политеха Игорь Валентиныч плюс еще одна женщина – Виктория и наш герой.

Вот он­то и оказался самым неопытным. Все было внове, все удивляло. А почему все крупы, специи и макароны надо в пластиковые бутылки паковать? А отчего так много продуктов с собой берем? Правда, после десятка «тренингов» и Алексей со своими новыми товарищами почти сравнялся. Особенно его зауважали, когда в русской бане всех сумел «пересидеть»: мол, наш человек, выдержит…

Кстати, о бане: за время более чем десятидневного похода ее устраивали едва ли не через каждые двое суток, с великолепной каменкой. Разводили в валунах громадный костер. Раскалив камни, убирали угли и золу. А потом поверху натягивали обыкновенную палатку. Воду, конечно, грели заранее. А пар, вот он, только плесни на булыжники…

Но вернемся к самому походу. От Екатеринбурга до Нижнеангарска выдвигались поездом. В плацкартном вагоне. С громадными рюкзаками. С громоздкими гондолами и полуразборными рамами тримарана. Что поразило? Величественное здание вокзала в Красноярске и не менее величественный вид, который отсюда открывается. Словами этого не передать – надо видеть…

В Нижнеангарске выгружались в немыслимом темпе: поезд стоит минуту, а громоздких вещей... Успели. Далее путь лежал на заимку Николая Абрамова – заведующего охотничье­промысловым хозяйством. Представьте, приехали люди абсолютно незнакомые. А он встретил как давних товарищей: ящик омуля подарил, картошки на своем огороде накопал. Хотя и предупредил, что в Сибири уху с картофелем не варят – только из рыбы..,

А потом «курировал» продвижение команды на добрые полсотни километров. Возможно, из любопытства. Дело в том, что из затона, где находилась база охотоведа, путь к Байкалу лежал через двухметровую протоку. Пройти ее четырехметровым тримараном казалось попросту невозможным. Наши путешественники одолели эту преграду за двадцать минут. А потом подняли парус, которого здесь давненько уже не видали: привыкли ходить под мощными моторами, потому дедовский способ передвижения вызывает немало любопытства. Впрочем, и наши герои экзотикой наслаждались недолго: резко сменился ветер, и пришлось привлечь на помощь бензиновый агрегат.

Разумеется, во время дневок и ночевок (в том числе и в тайге) приходилось встречаться с местным населением. Что можно сказать? Открытые люди. Не избалованные деньгами, и до денег не жадные. Живут в основном охотой, рыболовством и собирательством. Байкальский омуль – главная добыча. Но перекупщики берут ее в среднем по пятьдесят рублей за килограмм. А, отъехав на полсотни километров, продают уже за семьдесят пять. Каждую рыбину. Такой вот бизнес…

Теперь о характере Байкала. Озеро показало свой норов, встретив наших путешественников штормом. Волна – до двух метров. Пронизывающий ветер. Это в августе­то. Три дня выжидали. Потом решили рискнуть. И вместо запланированных пятнадцати километров прошли более сорока. Плыли сначала вдоль песчаной косы, осмелев, однако, начали постепенно отдаляться от прибрежной полосы. Сначала на полтора километра, потом – на семь… Это настоящее море, где, случается, берегов не видно вообще. И волны какие­то необычные: выглядят не пологими, а «квадратными». И вода до того прозрачная, что, кажется, вот­вот напорешься на камень, а до него добрый десяток метров глубины…

Несколько слов о маршруте. От Нижнеангарска команда тримарана шла на восточный берег озера до речки Фролихи. Там была торная тропа к одноименному озеру. Пешком прошли семь километров. Рыбалки особой не получилось: местные сказали, что на спиннинг и удочку надо брать добычу в июне­июле. Придется учесть на будущее. Тем более что с двадцатого августа наступает запрет на ловлю омуля – он на нерест идет…

Побывали наши герои в Баргузинском заповеднике, нежились в Хакусах ­ горячих источниках, которые, как говорят специалисты, зарождаются на глубине 20­50 километров от поверхности земли. Искупаться не везде можно: иной раз температура «зашкаливает» за пятьдесят градусов. Говорят, эта водичка от семи болезней помогает…

Что поразило? Как уже говорилось, прозрачная вода озера, первозданная чистота его берегов (по счастью, отечественный турист эту территорию загадить еще не успел). А еще ­ обилие съедобной растительности: кедровые орехи, малину, смородину, другие ягоды в тайге можно собирать не кузовками, а кузовами. Но отношение местного населения к этим богатствам трепетное. Может, потому и сохранилось?

Что еще? Феерическое зрелище, когда тайга освещена лунным светом. Мох–сфагнум, устилающий землю между деревьями выглядит почти белым, деревья – черными, небо усыпано звездами… Опять­таки, словами не описать…

И, наконец, каковы планы нашего земляка Алексея Нога?

­ В следующем году вдохновителю и организатору нашего путешествия Игорю Холкину – пятьдесят. Твердо условились, что юбилей будем встречать на Байкале. Всей командой. Копим деньги и силы…

«По Байкалу под парусом»
Газета «Ставропольская правда»
29 сентября 2009 года