00:00, 26 сентября 2009 года

Фестиваль воздухоплавания «Кавказские Минеральные Воды – Жемчужина России­2009» пройдет в Ессентуках

Очень немногие регионы России могут похвалиться подобным феерическим зрелищем – воздухоплавание для нашей державы явление уже не экзотическое, но и далеко не массовое. Но земных поклонников этого очень красивого и необычного вида спорта ­ огромное количество. Вид летящего в небе аэростата напоминает о захватывающих мирах Жюля Верна и о детских снах, в которых мы свободно парили над землей…

Первый официально признанный полет воздушного шара с людьми состоялся во Франции 21 ноября 1783 года, когда воздушный шар, построенный братьями Монгольфье, с Жаном­Франсуа Пилатром де Розье и маркизом д'Арландом на борту, пролетел около 14 км над Парижем. Полет продолжался 23 минуты на высоте 900 метров.  Сам монгольфьер был высотой 15 метров, весом 785 килограммов и сделан из полотна, покрытого квасцами, дабы уменьшить риск воспламенения. В топке под оболочкой сжигали шерсть,  бумагу, дерево и мокрую солому. Первые монгольфьеры были крайне ненадежными и сложными конструкциями и уступили со временем место газовым аэростатам, которые наполнялись водородом или гелием. Но это тоже было весьма небезопасно, да к тому же и очень дорого.

После Второй мировой войны казалось однозначным, что экзотические летательные аппараты «легче воздуха» канут в небытие, уступив небо «железным птицам». Если бы не американец Эд Йост. Задавшись целью не допустить заката воздухоплавания, в пятидесятых годах прошлого столетия он придумал принципиально новую схему горелки для прогрева воздуха в оболочке воздушного шара с использованием только что появившегося нового топлива ­ жидкого пропана. Эд Йост сконструировал оболочку теплового аэростата каплевидной формы, снабдил его своей горелкой, двумя баллонами сжиженного пропана и 22 октября 1960 года совершил первый полет на тепловом аэростате нового поколения. С этого момента для воздухоплавания началась эпоха ренессанса.

Сегодня спортивно­зрелищные международные фестивали с участием сотен аэростатов проводятся в США, Западной Европе, Японии. В декабре 1989 года была образована  Федерация воздухоплавания России, которая за короткое время стала полноправным членом мирового аэросообщества. Российские пилоты ­ аэронавты принимают участие в чемпионатах Европы и Мира, Всемирных воздушных играх и других престижных состязаниях.

*****

На Ставрополье краевая федерация воздухоплавания существует уже второй десяток лет – столько же, сколько и фестиваль воздухоплавания «Кавказские Минеральные Воды – Жемчужина России». Все эти годы ее возглавляет Виталий Ненашев. Военный летчик, после ухода со службы он волею судьбы стал первым в крае пилотом теплового аэростата:

­ На воздушный шар я «пересел» совершенно случайно, – рассказывает Виталий. ­ В свое время закончил Челябинское авиационное училище, был военным штурманом на фронтовом бомбардировщике Су–24. После развала СССР решил уходить из армии ­ не принял присягу на верность Украине, не потому что такой принципиальный или патриот ­ просто бывают вещи, которые невозможно понять и тем более сделать. После ухода из армии мне предложили возглавить частную авиакомпанию ­ это был 1994 год. В это же время из клуба ДОСААФ нам привезли воздушный шар. Поскольку обслуживать воздушный шар гораздо проще, чем самолет, он у меня остался, я начал на нем летать, чем и занимаюсь до сих пор.

­ После сверхзвуковых скоростей – и вдруг аэростат?

­ В отличие от самолета на аэростате ты можешь острее почувствовать воздух, ты словно сам являешься частицей неба. В самолете ты борешься с обстоятельствами, а здесь почти все зависит от Господа Бога. Дунуло влево ­ полетел влево, дунуло вправо – полетел вправо. Можешь более или менее предсказуемо двигаться вверх­вниз. Да и то бывали случаи, когда хочешь вниз, а летишь вверх. И наоборот, что гораздо хуже... Но чаще всего ты летишь и получаешь удовольствие от самого полета. Но на самолете, на вертолете я тоже всегда готов полетать…

­ Виталий, расскажите, как создавалась краевая федерация воздухоплавания?

­ В 1998 году, когда мы поняли, что пора привлекать внимание населения нашего края к воздухоплаванию, мы создали Ставропольскую краевую федерацию, и я стал ее президентом. На сегодняшний день у нас в крае шесть пилотов и шесть тепловых аэростатов. Самые известные – это шар «Ставропольский край», который пилотирую я, и в Ставрополе ­ шар «Мечта», который пилотирует Александр Вислогузов. На сегодняшний день членами Ставропольской краевой федерации являются около сорока человек – те, для кого воздухоплавание стало частью жизни. Хочу сказать, что мы наконец­то получили разрешение на полеты над Ставрополем. Мы очень долго бились за то, чтобы открыть для аэростатов небо над краевым центром, и всегда получали однозначное «нет» ­ без объяснения причин. Но когда к руководству городом пришел Николай Пальцев, вопрос был решен, и ставропольчане теперь могут порадоваться летящим в небе воздушным шарам.

­ Кстати, на каждой кавминводской фиесте огромное число людей хочет хоть ненадолго подняться в небо ­ они подходят к пилотам, просят, чтобы их покатали. Регламентом фестиваля это не предусмотрено, но я знаю, что в Москве и Санкт­Петербурге экскурсии над городом на воздушном шаре предлагаются в качестве турпродукта и пользуются спросом. Почему у нас такого нет?

­ На самом деле красота полета над Кавминводами не идет ни в какое сравнение с полетами над той же Москвой, Подмосковьем. Но, для того чтобы катать пассажиров, аэростат должен иметь сертификат типа, подтверждающий, что  он  является полноценным воздушным судном и отвечает всем требованиям, которые предъявляются к авиасредствам. У нас в крае таких пока нет. Наши аэростаты имеют сертификат единичного воздушного судна и, по закону, не могут брать на борт пассажиров. Но краевая федерация воздухоплавания и не ставит перед собой таких целей. Наши пилоты – это любители, для них полеты на воздушном шаре – хобби, которым они занимаются в свободное от основной работы время. Но мы готовы оказать помощь тем, кто захочет организовать воздушные экскурсии на аэростатах ­ полеты над Кавминводами могут стать изюминкой наших городов­курортов!

­ Я так понимаю, что для реализации этой задачи нужно только создать соответствующую структуру ­ допустим, на уровне одного из муниципалитетов, и купить должным образом сертифицированные аэростаты?

­ В целом да. Но этим вопросом нужно заниматься серьезно и не допускать в этот бизнес авантюристов, поскольку он связан с жизнью людей.

­ В конце этой недели в Ессентуках стартует очередной фестиваль воздушных шаров. Не повлиял ли финансовый кризис на количество желающих в нем участвовать?

­ Кризис не сказался на желании пилотов к нам приехать. Хочу поблагодарить администрацию Ессентуков, которая нашла средства на проведение фестиваля. Бюджет у нас сложился достаточно жесткий ­ планировали принять 17 аэростатов, но люди продолжают обращаться с заявками, и мы не хотим никому отказывать. Так что будем «ужиматься». На фестиваль, кроме российских пилотов, ожидаются команды из Польши и Украины, намерен приехать пилот из Арабских Эмиратов. Как всегда, в программе фестиваля показательные полеты над городами КМВ, соревнования на кубок ЮФО и кубок мэра Ессентуков. И спортивная «битва» в небе за главный приз фестиваля – золотой перстень с бриллиантом…

«Один на один с небом»
Газета «Ставропольская правда»
26 сентября 2009 года