00:00, 18 сентября 2009 года

25 улиц Ставрополя названы в честь воинов Великой Отечественной войны

Въезжая в Ставрополь со стороны Невинномысска, попадаешь на широкую магистраль – улицу Доваторцев. Именно по ней отправлялись на фронт прославившие себя в дальнейшем конники­гвардейцы. В начале войны на Ставрополье было сформировано несколько воинских кавалерийских и стрелковых соединений, в том числе 53­я кавдивизия, влившаяся во 2­й гвардейский кавалерийский корпус Героя Советского Союза Льва Доватора. Понятие «доваторцы» неотделимо от славной фамилии их командира – человека исключительного мужества, легендарной судьбы. Конники­доваторцы прошли славный путь от подмосковных лесов до Берлина. Они громили врага под Севском, Гжатском, сражались на Десне, Днепре, участвовали в штурме Мозыря, форсировали Буг, освобождали Варшаву, поили своих коней из Эльбы. Более двадцати тысяч бойцов и командиров награждены орденами и медалями. Тридцати четырем гвардейцам присвоено звание Героя Советского Союза.

На бывшей Карабинской улице, названной после войны именем Андрея Короткова, жила Варвара Федоровна – мать прославленного командира, освобождавшего родной город от фашистов. В январе 1943 года части 347­й стрелковой дивизии подошли к городу и получили приказ о наступлении. К комдиву полковнику Селиверстову обратился майор Коротков: «В Ставрополе я родился и вырос. Разрешите моему полку первыми войти в город». Полковник согласился. Он хорошо знал майора. Осторожность и осмотрительность опытного командира соединялись в нем со смелостью и отвагой, а полк Короткова славился в дивизии дисциплиной и боеспособностью. На долю полка выпала трудная и ответственная задача: перерезать трассу Надежда – Ставрополь и выбить гитлеровцев из района железнодорожной станции, где оказалось большое скопление вражеских войск и техники. Темной январской ночью майор Коротков уверенно вел бойцов по знакомым с детства балкам. Полк неожиданно появился в тылу фашистской группировки и отлично справился с заданием.

«Бейте, гоните ворога злого, как славные воины Короткова» ­ призывала фронтовая красноармейская газета.

…Стихли бои. Освобожден от захватчиков Ставрополь. Коротков поспешил в родной дом. Сбежался народ с улицы во двор воина­освободителя. Мать была счастлива, гордилась сыном: на груди которого сверкал орден Красного Знамени. И за освобождение Ставрополя он был представлен к награде. Всего несколько часов пробыл Андрей Емельянович среди родных и близких. Дивизия шла дальше, на запад. Не ведала мать, что провожала сына в последний раз: он погиб при освобождении города Мелитополя. Там и похоронен. Над могилой нашего земляка установлен памятник­обелиск.

В отчетах гестапо, оставленных фашистами при бегстве из Ставрополя, было найдено сообщение о том, что заключенная Абрамова ведет себя в тюрьме не как побежденная, а как победительница. Кто же эта женщина? Клавдия Абрамова родилась в Уфимской области. Первой ее жизненной школой была швейная фабрика в Уфе, затем рабфак. После окончания Московского института права была направлена на Ставрополье. Перед войной работала в прокуратуре края.

Когда в августе 1942 года гитлеровцы ворвались в Ставрополь, Клавдия Ильинична, жена фронтовика, секретарь парторганизации прокуратуры, с двумя маленькими дочками на руках оказалась в числе тех, кто не успел уйти из города. В оккупированном городе Абрамова стала активной участницей антифашистского подполья. Выдала ее предательница. Гитлеровцы требовали от Клавдии Ильиничны написать обращение к населению – отречься от Родины, заявить, что она считает борьбу с Германией бесполезной и что всем нужно покориться. В фашистских застенках ее пытали, подло играли на материнских чувствах, угрожая тем, что вместе с ней расстреляют дочерей – Риту и Лиру. Пройдя через жестокие испытания, она отказалась перейти на службу в гестапо.

На рассвете второго октября 1942 года Клавдию Абрамову вместе с детьми расстреляли. Посмертно она награждена орденом Отечественной войны 1 степени. Именем героини названа улица в верхней части Ставрополя, а на доме по ул. Пушкина, 27, где она жила, установлена мемориальная доска.

Имя Героя Советского Союза Федора Васильева носит улица в районе завода автоприцепов.

«Он был всегда первым другом бойцов. В этом человеке удивительная скромность, даже застенчивость сочетались с деловитостью, смелостью, отвагой и презрением к смерти…», ­ так отзывались о своем боевом товарище однополчане в письме на родину героя, сохранившемся в Государственном архиве Ставропольского края.

Родился и вырос Федор Андреевич в семье потомственных железнодорожников. Не изменил семейной традиции: после семилетки потянуло его на паровоз. В дальнейшем не один десяток эшелонов провел опытный машинист по стальным магистралям Ставрополья. В первые же дни войны Федор добровольцем ушел на фронт. С войсками Западного фронта по степям Украины, Молдавии, по румынской земле пролег его боевой путь. Глубокой осенью 1943 года сложной преградой для наступающей Советской армии стал многоводный Днепр. Войскам предстояло решить сложную задачу – форсировать реку и выбить противника из Киева. На обломках бревен, вплавь, под губительным огнем переправлялись бойцы подразделения младшего лейтенанта Васильева на правый берег. Плацдарм, который захватила с боями и удерживала до утра горстка смельчаков, обеспечил успех операции всего соединения. Золотой Звездой Героя Советского Союза был награжден за подвиг лейтенант Васильев.

А вот до Победы герой не дожил: погиб, сраженный осколком вражеской мины, 22 сентября 1944 года на территории Румынии, под городком Турда.

Есть счастливые люди, сумевшие рано найти свое призвание. К таким относится наш земляк Василий Зайцев. Увидев впервые самолет, решил: «Мое место среди летчиков». Поступил в летную школу, учился с большим увлечением, и уже после первого его самостоятельного полета даже самые взыскательные учителя сказали: «Ты прирожденный летчик, в полном смысле – степной орел».

Как только грянул гром суровой войны, Василий Зайцев встал в строй воздушных бойцов. На Ил­2, прозванном немцами «черной смертью», совершил 157 успешных боевых вылетов в районах Духовщины, Витебска, Полоцка, Митавы... Вот только один из боевых эпизодов. Капитану Зайцеву и его ведомому было дано задание лететь в разведку. Трудные погодные условия, сильный зенитный огонь противника, казалось, обрекали летчиков на полную неудачу. И всё же они прорвались, собрали нужные сведения. Но на обратном пути вражеский снаряд угодил в мотор самолета Зайцева. Управление машиной нарушилось. Не теряя присутствия духа, командир экипажа дотянул до линии фронта и посадил машину с убранным шасси на своей территории.

Заслуги отважного летчика были высоко оценены правительством. В феврале 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР Василию Георгиевичу Зайцеву присвоено звание Героя Советского Союза. После войны он жил в Ставрополе, умер в 1956 году, похоронен на Даниловском кладбище. Именем героя назван переулок в северной части Ставрополя.

В год 60­летия Победы Ставропольской городской Думой было принято решение о новых названиях улиц, проездов, площадей. В 214­м квартале Ставрополя появились улицы Героев Советского Союза Литвиненко, Мартыненко, Рысевца, Сипягина, Марчука. Среди них и уроженец Ставрополя Петр Турбин.

...Стояла тихая ночь. Изредка доносились приглушенные разрывы снарядов. 317­й гвардейский истребительно­противотанковый артиллерийский полк спешно окапывался в 15 километрах от переднего края в районе деревни Ходоры. Еще вечером противник прорвал оборону наших войск и ускоренным маршем двигался на Киев. Орудие гвардии сержанта Петра Турбина расположилось недалеко от дороги. Укрытия для противотанковой пушки расчета и снарядов готовы ­ можно встречать незваных гостей. Долго ждать не пришлось. Из­за дальней лесополосы послышался гул моторов. Колонна из нескольких десятков фашистских танков, разворачиваясь, выходила на рубеж атаки.

Трудно ночью поразить немецкого «тигра», очень мало у него уязвимых мест, и попробуй угодить именно туда, а осколки снарядов рвутся вокруг... Петр выстоял: загорелась одна вражья машина, за ней вторая… Танки стали отползать к лесополосе. Бой закончился. Ощущалось нервное перенапряжение, кровоточили ссадины, но душа наполнилась радостью, знакомой лишь солдату, выигравшему сражение. За этот подвиг Петру Алексеевичу Турбину присвоено звание Героя Советского Союза.

Никогда не забывал П. Турбин ту украинскую ночь с 7 на 8 декабря 1943 года. Помнил он ее и когда сражался под Львовом, и когда после войны учился в танковом училище, и когда служил заместителем командира танковой роты, и когда после демобилизации вернулся в родной Ставрополь.

*****

Это лишь несколько улиц Ставрополя, носящих имена героев Великой Отечественной. Все они были молоды (война забирает в расцвете сил), строили планы на будущее. Многие погибли, так и не осуществив свои мечты. А память о них хранят ставропольцы.

Елена ГРОМОВА.

Сотрудник Государственного архива Ставропольского края.

Елена ГРОМОВА
«Улицы имени Героев»
Газета «Ставропольская правда»
18 сентября 2009 года