00:00, 12 сентября 2009 года

Новый многополярный мир. Распад глобальной экономики

Часть вторая

Распад глобальной экономики

Термин глобализация появился в экономическом лексиконе только в 1994 году, так как он обозначал совершенно новый тип интеграции, который стал возможным лишь после окончания «холодной войны» и распада советской социалистической системы. Интеграция мировой экономики как явление возникла очень давно, с началом международной торговли в регионе Средиземного моря, а затем и в форме «шелкового пути» между Китаем и Римской империей. Киевская Русь также сформировалась как государство благодаря торговле между прибалтийскими народами и Византийской империей. Создание европейских колониальных империй нарушило историческую интеграцию экономик. Внутри каждой из таких империй (Британской, Французской, Бельгийской, Португальской и других) возникал замкнутый оборот сырьевыми и промышленными товарами. Между империями часто развивались конфликтные политические и экономические отношения и борьба за источники сырья и рынки сбыта. В XX веке эти противоречия и конфликты привели к двум мировым войнам.

В период между Первой и Второй мировыми войнами Советский Союз существовал изолированно, мало влияя на мировую экономику. Однако после 1945 года возникновение в Европе группы социалистических государств привело к появлению двухполярного мира и началу «холодной войны». В последующие 40 лет между капиталистическими странами Запада и социалистическими экономиками СССР, Восточной Европы и КНР не было серьезного экономического взаимодействия. Периодические кризисы, возникавшие на Западе, включая те, что были связаны с резкими повышениями мировых цен на нефть, не распространялись за «железный занавес». Энергетические кризисы, затронувшие лишь капиталистические страны, были мощным стимулом развития энергосберегающих технологий во всех отраслях промышленности и миниатюризации электроники. В социалистическом мире этот технологический прогресс почти не происходил. На каждую единицу продукции здесь потреблялось значительно больше энергии.

Эта двухполярная и конфронтационная система мировой экономики начала меняться в 1989 году и полностью исчезла в 1991­м ­ вместе с Советским Союзом. Рыночная экономика приобрела глобальный характер, так как Китай к этому времени в результате ликвидации коммун в сельском хозяйстве и воссоединения с Гонконгом стал государством со смешанной экономикой и с особыми экономическими зонами, в которых было легализовано частное предпринимательство. Китай все еще относился к группе бедных развивающихся стран. Общий ВВП Китая, по данным статистики ООН, составлял в 1993 году 581 млрд. долларов, или $490 на человека. Рабочие в разных отраслях промышленности получали очень низкие зарплаты, в среднем 750 юаней ( $100 ) в месяц. А в США в том же году ВВП на каждого человека составлял $25850. Американский рабочий получал в 30­50 раз большую зарплату, чем его китайский коллега.

В 1993 году мировые цены на нефть, поднявшиеся в связи с войной по освобождению Кувейта, снова стали снижаться, приближаясь к историческому минимуму в $12 за баррель. При отсутствии в мире серьезных конфликтов, универсальности рыночной экономики и гарантиях свободной торговли, обеспеченных Всемирной торговой организацией (ВТО), началось стихийное перемещение множества производственных предприятий из стран с высокой и постоянно растущей стоимостью рабочей силы в страны со стабильно низкой оплатой достаточно квалифицированного труда, прежде всего в Китай и в Индию. Владельцы корпораций по производству одежды, обуви, игрушек, мебели, телевизоров, компьютеров и множества других товаров смогли в этом случае снизить стоимость изделий более чем наполовину и увеличить собственные прибыли на 40­50% прежде всего за счет увеличения объемов продаж и отсутствия социальных обязательств перед рабочими. Персональные компьютеры стали относительно общедоступными благодаря переносу их производства в Китай. Дешевая нефть сделала транспортные расходы на большие расстояния исключительно низкими. Даже бумажные отходы в Великобритании и США прессовали и отправляли по морю в Китай. Оттуда, уже в форме картонных упаковок для тех же компьютеров или телевизоров, они возвращались в Европу или в Америку, чтобы затем повторить тот же цикл. За десять последующих лет объем мировой торговли увеличился в два раза. В итоге к 2005 году ВВП Китая вырос до 2,3 трлн. долларов и составил $1740 на каждого человека.

Рост мировой экономики закономерно привел к увеличению объемов потребления жидкого топлива, прежде всего для нужд транспорта. Парк машин быстро рос, особенно в Азии. Китай, производивший лишь 100000 легковых автомобилей в 1991 году, выпускал 2,3 млн. машин в 2004 году и 8,8 млн. в 2007­м, заняв третье место в мире после США и Японии. Крупным производителем автомобилей стала и Индия, обогнав в 2007 году Россию. Основные экспортеры нефти ­ страны ОПЕК, Россия, Канада, Мексика и др. ­ увеличивали внутреннее потребление жидкого топлива, сокращая экспорт. В 2004 году во всем мире производилось 86 млн. баррелей нефти в день, или 31,4 млрд. баррелей в год, и более половины этой нефти использовалось транспортом.

Спрос на нефть в мире продолжал расти, тогда как предложение сокращалось. Соответственно росли цены. Период дешевой нефти продолжался лишь до 2000 года. В 2005 году мировые цены поднялись до $60 за баррель и продолжали расти. Предсказания рецессии в индустриально развитых странах стали звучать все чаще и чаще.

Первые признаки кризиса появились в начале 2007 года, но на них тогда не обратили внимания, так как они накапливались постепенно. Политики и экономисты ожидают кризис как результат какого­то острого международного конфликта. Войны, начатые в Ираке и Афганистане, не сопровождались внезапными скачками цен на нефть. Военные действия в Ираке не повредили ни одной нефтяной скважины. В 2005­2006 годах интенсивно развивалось производство биотоплива и ветровой энергии для улучшения общего энергетического баланса в Европе и США.

Одним из первых признаков наступающего кризиса было сокращение импорта стали из Китая в США. По производству стали Китай вышел на первое место в мире уже в 1998 году. Китайская сталь была дешевле американской, и это оправдывало импорт. При мировых ценах на сталь, упавших в начале 2006 года до $393 за тонну, сталь оказывалась дешевле сырой нефти и жидкого топлива, которое поглощал морской транспорт. И увеличение производства стали непосредственно в США снова стало рентабельным. Рост транспортных расходов сокращал также импорт из Китая игрушек и мебели и всех других товаров с большим весом или объемом, но с низкой удельной стоимостью. В свою очередь Китай прекратил покупать в США и в Европе бумажные отходы. Индия и Китай резко сократили покупку в Европе дешевого металлолома. Сократились и контейнерные перевозки через океан, так как в течение 2007 года цены морской транспортировки выросли в два раза. При мировых ценах на нефть, приблизившихся к $100 за баррель, производственные технологии, при которых детали изделий для конечной сборки прибывают из всех континентов по морю, по суше и по воздуху, теряли свои преимущества. Кроме того, повышение цен на бензин и дизельное топливо сокращало мировой «автопробег».

Либеральное кредитование, которое было развернуто особенно широко в 2006­2007 годах, безусловно, позволяло экономикам Запада приспосабливаться к повышению цен на энергию. В очень многих крупных, но бедных странах (Китай, Индия, Индонезия и др.) цены на жидкое топливо искусственно снижаются государственными субсидиями. В этом случае рост затрат на энергию увеличивает дефициты национальных бюджетов. Все эти процессы не могут продолжаться очень долго. Кредитами и субсидиями можно было лишь выиграть время для решения каких­то политических или военных проблем.

Рост транспортных расходов на слишком дальние перевозки сокращал прибыли от глобализации. Другим фактором уменьшения прибылей было увеличение стоимости рабочей силы в Китае и в Индии, неизбежно сопровождавшее экономическое развитие этих стран, урбанизацию и рост среднего класса. Закон уменьшающихся прибылей работал теперь против глобализации. В индустриально развитых странах очень быстро росли государственные долги. Кредитный паралич и разорения банков, с которых принято датировать начало кризиса, были лишь острой фазой уже протекавшей болезни.

Сейчас доказано, что спад в американской экономике начался в конце 2007 года. В июле 2008 мировые цены на нефть достигли рекорда в $147 за баррель. По этой цене мировая торговля нефтью и продуктами ее переработки исчисляется триллионами долларов. Импортно­экспортные потоки стали сокращаться из­за падения потребительского спроса, связанного с отсутствием кредитов, и частично из­за высоких цен на топливо. Та же двойная причина привела к тому, что из всех отраслей промышленности в наибольшей степени пострадала от кризиса автомобильная.

Несмотря на то, что мировые цены на нефть стали быстро падать с сентября 2008 года и снизились до $40 в ноябре, объемы мировой торговли не восстановились. Острая фаза финансового кризиса не совпадала по времени с кризисом в мировой торговле отчасти потому, что Китай субсидировал американские банки, скупая их долги. В 2008 году Китай, помимо рекордного ликвидного валютного резерва, стал также крупнейшим держателем долговых расписок американского казначейства.

Разнообразные меры, проводимые в разных странах для стимуляции экономики, имеют, как правило, протекционистский характер, противоречащий правилам ВТО. В США пакет финансовой стимуляции, включающий эмиссию триллионов долларов, привязан к рекомендации «покупайте американское». В Европе появился призыв «покупайте европейское» и протесты профсоюзов в связи с использованием компаниями иностранных рабочих. В Китае же значительная часть финансовых резервов направляется на крупные инфраструктурные проекты, строительство скоростных железных дорог и на увеличение покупательной способности населения. Для Китая очень важно сократить импорт в страну продовольствия и ослабить зависимость бюджета от экспорта товаров.

Сокращение мировой торговли неизбежно создает новую многополярность мира. В наихудшем положении находятся страны, которым потребовалась срочная помощь от МВФ. В трудном положении оказались государства, которые пытаются ослабить кризисные явления эмиссией своей валюты и созданием бюджетного дефицита. Страны, накопившие большие валютные резервы, смогли избежать общего спада в экономике. Наилучшие перспективы имеются у государств, богатых не только финансовыми резервами, но и природными ресурсами. В лучшем положении находятся страны, сохранившие свой производственный потенциал (Германия и Франция), и в худшем те, которые развивали в основном финансовый и сервисный сектор, внутреннюю торговлю и домостроение (США, Великобритания, Ирландия ) или обеспечивали массовый туризм (Испания, Италия, Греция).

В Азии возникает тенденция к созданию региональной общей валюты по типу евро и отходу от доллара. Индия, очень много выигравшая от глобализации, не смогла создать резервных фондов. Импорт в Индию превышал экспорт на 40­50 млрд. долларов в течение многих лет. Ее соседи, Пакистан и Бангладеш, находятся в еще худшем положении. Им приходится продавать на мировом рынке в основном свою дешевую рабочую силу. Перенос многих тысяч иностранных текстильных предприятий из Китая в Бангладеш и Вьетнам уже начался. Япония планирует уменьшение своей зависимости от американского и европейского рынков и создание более автономного восточно­азиатского рынка. Россия благодаря своим природным богатствам и территории также создает общий рынок с Казахстаном и Беларусью, в который в перспективе войдут среднеазиатские страны и, возможно, Украина. Производство во всех странах бывшего социалистического лагеря до сих пор является энергозатратным и менее эффективным, чем в Западной Европе и США. Они поэтому очень сильно зависят от России не только в нефтегазовой, но и в атомной энергетике.

Экономические проблемы глобальных и межконтинентальных расстояний для торговли делают географическое положение небольших стран и наций определяющим фактором для их экономического развития и политической ориентации. С соседями неизбежно придется дружить и торговать. Центры политического влияния будут совпадать и с центрами экономического влияния. Некоторым странам , которые конфликтуют со своими соседями, опираясь на поддержку далеких спонсоров, придется серьезно пересматривать свою политику.

Рой МЕДВЕДЕВ.

Жорес МЕДВЕДЕВ.

Специально для «СП».

Москва ­ Лондон.


(Продолжение следует).

Рой МЕДВЕДЕВ, Жорес МЕДВЕДЕВ