00:00, 4 сентября 2009 года

Велоспорт и велосипедный туризм на Кавминводах: развивать нужно!

Санатории – это хорошо. Но о том, что на Кавказских Минеральных Водах необходимо создавать условия и для любителей активного отдыха, уже несколько лет говорят на всех уровнях власти: от глав муниципалитетов до регулярно наведывающихся на курорты федеральных министров и депутатов. К сожалению, пока только говорят…

Да и то, что планируют сделать на Кавминводах в рамках ОЭЗ туристско–рекреационного типа, к оздоровлению нации имеет весьма косвенное отношение. Если даже и удастся построить широко разрекламированные «Гранд–Спа–Юца» в Предгорном районе и «Горное море» в Железноводске, укреплению здоровья широких масс населения это вряд ли поспособствует. Шикарные отели, бунгало и солярии для 99 процентов россиян окажутся не по карману. А вот о развитии бюджетных форм отдыха и туризма в знаменитом эколого–курортном регионе «слуги народа» вспоминают редко.

Между тем не только в высокоразвитых Франции, Австрии, Дании, но и в Польше, прибалтийских странах сегодня велосипедов на улицах почти столько же, сколько и автомобилей. В любом городке рядом с тротуарами обустроены велодорожки и велостоянки. На каждом шагу есть пункты проката велосипедов: в одном конце города сел на него, заплатив мизерную сумму, в другом оставил – и никаких проблем. Вот и в Украине все больше людей стремятся походить на европейцев и пересаживаются на экологически чистый транспорт, проводят досуг и отпуск верхом на двухколесном друге.

– В прошлом году мы путешествовали по Крыму на велосипедах, – рассказывает Юрий Маточенко, руководитель пятигорского клуба «Спорт–Экстрим». – Там создана целая велоиндустрия. Множество туристических фирм занимаются организацией велотуров. Они собирают группы, обеспечивают велосипедами тех, у кого нет своих. На ночь велотуристов селят на каких–то старых турбазах, чтобы это было бюджетно, а то и в частных домах.

Юрий – один из отцов–основателей маунтибайка (горного велосипеда) на Кавказских Минеральных Водах. В 2001 году он купил горный велосипед, на котором катался по тропинкам вокруг Машука. Пытался спускаться по крутым каменистым тропкам.

– Потом из Интернета узнал, что проводится чемпионат России по скоростному спуску на Красной Поляне. Принял участие. Естественно, ничего не завоевал, но очень понравилось. С того момента «болею» сам и заражаю других.

В 2001 году на Кавминводах, вспоминает Юрий, насчитывалось всего пять человек, у кого были настоящие горные велосипеды хороших фирм–производителей. Вскоре их стало гораздо больше, возник клуб «Спорт–Экстрим», который стал центром развития маунтибайка не только на Кавминводах, но и во всем Ставропольском крае. По инициативе и при содействии клуба на Машуке проходили чемпионат и Кубок России, в конце сентября пройдут гонки на Кубок ЮФО. Юрий Маточенко не только организует эти соревнования, но и участвует в них: в прошлом году стал чемпионом России в скоростном спуске (даунхил) в категории «мастера». Но самым большим достижением он считает то, что за пять лет существования «Спорт–Экстрима» на Кавминводах появилось около четырех тысяч человек, которые увлеклись маунтибайком.

О пятигорском велофестивале «993 метра» сегодня знают любители горного велосипеда от Санкт–Петербурга до Владивостока. Однако все это держится пока на голом энтузиазме. Причем раз за разом этот энтузиазм испытывают на прочность. То на месте трассы байкер–кросса, которую за свой счет построили члены клуба «Спорт–Экстрим», поставили магазин, то кляузы пишут, будто велосипедисты губят природу на Машуке. Правда, пока с помощью местного спорткомитета эти нападки удается отбивать, но что будет дальше – неизвестно.

А ведь потенциально Кавминводы могут стать Меккой для любителей велоспорта и велотуризма. Из всех соревнований по скоростному спуску и байкер–кроссу в стране «993 метра» на Машуке собирают больше всего зрителей. Однако эти виды маунтибайка по определению не могут быть массовыми – чтобы мчаться вниз по крутым откосам и скалам, нужны серьезная подготовка и техника.

– Если взять Главный Кавказский хребет, то там особо не напутешествуешься, – говорит Юрий Маточенко. – Перепад высот – две – три тысячи метров. На один перевал заедешь – и силы у тебя закончатся. А у нас не очень высокие горы, великолепные виды. Да и потом с Кавминвод удобно добираться до других популярных у велосипедистов мест.

Сегодня в курортном регионе нередко можно встретить велотуристов, которые самостоятельно приезжают из других уголков страны, – на самолете, поезде, машине, выбирают маршрут, место для стоянки. Но на такое отваживаются далеко не все. Появись в Интернете сайт с описанием маршрутов, с предложением организовать питание, ночлег, доставку багажа – количество велотуристов увеличилось бы в разы. Юрий Маточенко с этим согласен, но…

– Нужен талантливый организатор. Чтобы у него была заинтересованность, в том числе и материальная, чтобы хорошо знал достопримечательности и историю Кавминвод. Скорее всего, это должны быть серьезные туристические фирмы. Со своей стороны мы готовы продать им по льготным ценам велосипеды и расписать все маршруты.

В этом году Юрий планирует съездить в Германию на Евробайк–шоу. Это крупнейшая европейская выставка велоиндустрии. Один из ее разделов – организация велотуров. В Европе велотуристы уже все объездили, поэтому ищут какие–то новые места.

– Попробуем предложить Кавминводы...

«На пути к велораю»
Газета «Ставропольская правда»
4 сентября 2009 года