00:00, 29 августа 2009 года

Ученические бригады взаимосвязаны с образовательной отраслью

Возникла бригада в 1956 году, на волне всеобщего энтузиазма и на базе местного колхоза «Заветы Ленина». За ней закрепили 130 га земли, дети выращивали кукурузу, растили также кроликов, ухаживали за коконами шелкопряда ­ последнее занятие было тогда довольно распространенным в крае. УПБ в Калиновском являлась подразделением колхоза, который поддерживал ее производственными кадрами, техникой, построил для детей культстан из добротных кирпичных домиков, где летом они замечательно отдыхали после работы. Словом, довольно долго жили­не тужили.

Однако в 1981 году директор Калиновской средней школы № 7 Борис Колесников вышел в краевой отдел образования с предложением создать на базе школы филиал Благодарненского сельского профтехучилища и подтянуть деятельность бригады к учебному плану филиала. Сам Борис Иванович, который и по сей день возглавляет школу, говорит, что вызвано это было более всего желанием сделать УПБ классом под открытым небом», где учащиеся СПТУ отрабатывали бы практику. Думается, впрочем, что без влияния определенных экономических процессов здесь также не обошлось. В начале восьмидесятых колхозы и промышленные предприятия все меньше походили на щедрых шефов. А вместе с филиалом в седьмой школе, а значит, и в бригаде появились парк сельхозмашин, мастера производственного обучения. Для ребят, которые теперь могли при желании после девятого класса учиться в филиале, это была возможность получить профессию. Школа на базе СПТУ стала готовить трактористов, водителей и мастериц швейного дела.

Следующий этап в бригадной летописи отражен так: «В 1989 году школа отделилась от Благодарненского СПТУ, а наша УПБ стала работать по принципу полного хозяйственного расчета». Кризис и раздрай последовавших девяностых, в которых потонул хозрасчет, пережили за счет того, что сохранили за бригадой землю, технику не стали продавать и разбазаривать. Помогли и образовательные реформы. В 1994 году Министерством образования России был принят первый базисный план, официально позволявший создавать в школах профильные классы. На базе УПБ стало возможно осваивать учебные часы по агротехнологическому профилю ­ а значит, оплачивать труд преподавателей и мастеров производственного обучения. Этот принцип помогает Калиновской УПБ выживать и сейчас. А еще ­ подвижничество братьев Колесниковых: Бориса ­ директора СШ № 7 и Евгения ­ его заместителя по производственной части, руководителя УПБ. Можно сказать, что уже три десятилетия они ведут кораблик Калиновской учебно­производственной между рифами экономических перемен, образовательных модернизаций, отменяющих одна другую, и прочими обстоятельствами нашей жизни, о которые другие такие суденышки давно расшиблись...

Сегодня в собственности УПБ 217 га земли. Около 70 из них обрабатывают дети ­ члены бригады, остальные поля в аренде у крупного здешнего фермера Донцова. Прибыль получают из обоих источников, имеют миллионный оборот. УПБ специализируется на производстве дорогостоящих семян гибридов подсолнечника и кукурузы, кормовых культур, которые реализуют местному населению. Выращивают в бригаде также озимую пшеницу, есть овощеводство. Весь круглогодичный цикл полевых работ увязан с учебным планом школы, уроки производственного обучения, лабораторно­практические занятия по агротехнологическому профилю проходят на бригадных полях.

В постоянных деловых партнерах УПБ теперь не бывший колхоз, а СНИИСХ, краевой научно­производственный центр «Масличные культуры», фермерские хозяйства.

Закончив школу и пройдя через УПБ, ребята имеют навыки работы на земле, знают основы научно­исследовательской деятельности в растениеводстве. С 8 класса идет обучение теории и практике управления тракторами. Сталкиваются они и с экономическими понятиями, с разнообразными современными проблемами хозяйствования на земле.

Но, разумеется, основной груз этих проблем лежит на взрослых. У директора школы Бориса Колесникова есть давняя мечта ­ полностью перестроить организационные и экономические механизмы работы УПБ. Рассуждает он так: колхозов в стране давно нет, даже если и название это кое­где сохранили. А принцип организации ученических бригад остался именно советско­колхозным. Дети играют в коллективное хозяйство, а нужно, по мнению Бориса Ивановича, например, в акционерное общество. Еще в 2001 году в СШ № 7 старшеклассниками создан проект организации и работы школьного АО на базе ученической бригады. Акционеры ­ группа учащихся, к инвестициям предполагалось привлечь родителей. Подобные деловые игры в школах ведутся, но «понарошку»: деньги, акции ­ просто разрисованные бумажки. Калиновцы же хотели, чтобы деньги, ценные бумаги, продажи и покупки ­ все было настоящим. Соответственно и обратились в компетентные в этой сфере органы власти, где им сразу же отказали ввиду явных нестыковок их мечты с действующими организационно­правовыми нормами. Однако, по словам начальника финансово­экономического отдела министерства образования СК Любови Макаренко, с принятием закона об автономных учреждениях, может быть, что­то из этой идеи и получится...

У руководителя Калиновской УПБ Евгения Колесникова проблемы более прозаичные. Как сейчас, в момент финансового кризиса и демпинговых цен на зерно, покупать удобрения и ГСМ? Собрали 130 тонн качественной пшеницы, а что за них смогут выручить? Евгений Иванович мечтает о создании краевой ассоциации школьных ученических производственных бригад и о том, что, объединив зерновой фонд, они, возможно, смогли бы принять участие в государственных зерновых интервенциях. Ведь федералы предлагают более привлекательную цену закупок...

Уезжали мы из Калиновки с убеждением, что ученические производственные бригады ­ дело не юбилейное, а живое. А у живого есть будущее.

«Дело живое...»
Газета «Ставропольская правда»
29 августа 2009 года