00:00, 28 августа 2009 года

Церкви Успения Пресвятой Богородицы в Ставрополе исполняется 160 лет

Многое повидал скромный храм, стоящий в отдалении от городского шума, защищенный мощными кронами вековых каштанов и лип. И, как считают прихожане, сохраняемый от всяческих бурных «ветров перемен» покровительством Небесной Заступницы. Грозный ХХ век не пощадил ни кафедральный Казанский, ни Крестовоздвиженский, Троицкий, Преображенский храмы... А Успенский ­ выстоял, приняв на себя на долгие десятилетия духовное окормление ставропольского люда, сберегая чудом уцелевшие крохи былой красы разрушенных церквей ­ реликвии, спасенные верующими. В том числе главную святыню епархии ­ Иверскую икону Божией Матери.

­ В годы лихолетья промыслом Божиим она была принесена сюда и хотя утратила свой старинный, украшенный жемчугом оклад, обрела здесь постоянное славное местопребывание, ­ рассказывает настоятель храма протоиерей Павел Рожков. ­ А впоследствии в середине прошлого столетия монахини, руководимые матушкой Антонией, благоукрасили святой образ бисерным шитьем.

Вот уже двадцать лет служит отец Павел настоятелем Успенской церкви, сегодня он один из самых уважаемых в епархии священников. У него замечательные помощники: протоиерей Михаил Моздор в клире Успенской – пятнадцать лет, иерей Василий Архипов – десять. Для каждого эти годы стали временем неустанного созидания. Им действительно немало удалось сделать, чтобы храм по праву занял достойное место в ряду лучших приходов. Более того, за эти годы стараниями прежде всего отца Павла скромный храм при старинном погосте превратился, по сути, в солидный храмовый комплекс.

Долгое время храм имел лишь один придел – Вознесения Господня. Минуло почти столетие, когда в конце ХХ века возник вопрос о строительстве второго придела, но решался он довольно непросто, поскольку пришлось это на период сложнейших преобразований в стране. Настойчивость и авторитет батюшки преодолели все препоны, и вот в 1999­м, в год празднования тысячелетия обретения Иверской иконы на Афоне, в Успенском храме митрополитом Гедеоном был освящен придел в честь Иверской иконы Божией Матери. Сегодня трудно даже представить, что когда­то не было ни этого прекрасного «продолжения» храма, ни даже хоров, появившихся одновременно. Многие помнят тот невиданный духовный подъем в обществе, словно пытавшемся наверстать упущенное за годы государственного атеизма. Повсеместно оживали храмы, создавались воскресные школы. А при Успенском храме вырос настоящий Духовно­просветительский центр, известный ныне своей ­ первой в Ставрополе ­ православной гимназией. Немалую организационно­правовую помощь оказали в этом приходу бывший глава администрации края Петр Марченко, глава Ставрополя Михаил Кузьмин. Кстати, мэр лично проводил на объекте еженедельные планерки с участием всех ответственных служб.

­ Время было хоть и непростое, но выручили десятки добровольных помощников, включившихся в доброе дело, ­ вспоминает Николай Охонько, директор Ставропольского краеведческого музея­заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве, председатель Попечительского совета храма. – Все работали с огромным воодушевлением, а душой всему, конечно, отец Павел. Он принял церковь и окружающую территорию в весьма запущенном состоянии, а теперь здесь целый духовно­исторический комплекс: и сам преобразившийся храм, и гимназия, и Водосвятная часовня, и мемориальное кладбище.

Правда, сетует Николай Анатольевич, остаются нерешенными две задачи, которые батюшка и прихожане ставили себе в начале работы: пока не получилось – по разным причинам ­ сделать гимназию не начальной, а с полным средним образованием, и ­ завершить благоустройство погоста. Хотя уже десять лет как ждет своей полной реализации соответствующий проект архитектора Ивана Ватаги. По этому проекту, основная – южная – часть кладбища может быть восстановлена, другие участки, сильно пострадавшие от времени, могут стать своеобразной зоной духовного отдыха – с культурными газонами и цветниками, скамейками, беседками с иконами. Да и наличие гимназии вполне совместимо с таким окружением, как бы чего ни говорили рьяные «протестанты».

­ При том что эта земля юридически принадлежит епархии, нельзя закрывать глаза на то, что она входит в историческую часть города, и власти Ставрополя должны хорошенько подумать о том, почему до сих пор заповедная по сути территория пребывает в не самом лучшем, честно сказать, ­ заброшенном виде, ­ уверен Николай Охонько.

С ним нельзя не согласиться. Более того, очень хочется привлечь сюда взоры отцов Града Креста: хотя бы к юбилею старейшего храма помогли навести «косметический порядок». Сегодня здание церкви Успения Богородицы официально включено в памятники архитектуры краевого значения, что не только гарантирует его неприкосновенность, но и предусматривает всяческое содействие сохранности. И у краевой власти есть законные основания финансировать ремонт и благоустройство исторического объекта. Помимо власти, могла бы взять его под свое крыло и активная общественность. К примеру, молодежь Ставрополя, студенчество, которому вполне по силам несколько раз в год проводить санитарные очистки территории кладбища. Где вы, сознательные юные патриоты города? Неужто нельзя взять да проложить хорошую дорожку в продолжение старой аллеи…

В том, что Успенский храм – наше общее историко­культурное достояние, по мнению отца Михаила Моздора, убеждает не только почтенный возраст церкви, но и ее уникальный иконостас с образами небесных покровителей ­ пророка Иеремии, первого епископа епархии, и святителя Игнатия. Храм вообще отличается продуманной и канонически выстроенной философией иконостаса. Здесь на четко отведенных местах прилежный прихожанин найдет почитаемые им образы, например, архистратига Михаила, Иоанна Крестителя, Блаженной Ксении, Феодосия Кавказского... С иконой Святителя Николая связано примечательное событие ­ свершившееся в ходе реконструкции храма чудесное обновление. Кстати, именно стремление сберечь десятилетиями сложившуюся «намоленную» атмосферу храма удержало батюшку и его помощников от вроде бы просившегося рукотворного возвращения Иверской иконы к ее прежнему виду. Много думали над этим, основываясь на сохранившихся фотографиях, и – отказались, поняв, что в итоге такого вмешательства образ может утратить свою особую святость, обретенную уже в ХХ веке. Решили оставить Иверскую такой, как привыкли видеть прихожане, ибо для них икона, несомненно, сохраняет свою высокую чудотворную ипостась.

До сих пор остается загадкой, как выстоял Успенский храм все и всяческие годы­невзгоды, ни на день не закрыв свои двери перед верующими. Объяснением могут быть несколько причин. И удаленная от взоров власти окраинная, «кладбищенская» суть церкви. И присоединение ряда священников к так называемому обновленческому движению в православии, благодаря которому и смогли выжить отдельные храмы. И в целом подчеркнуто скромный тогда внешний вид Успенской церкви: видимо, не думали богоборцы, что тут чем­то можно реально «поживиться». А в среде духовенства храм долгое время считался еще и «ссыльным»: сюда отправляли служить в чем­либо провинившихся священников! Это сегодня Успенский приход уже никто не назовет «не престижным»…

­ Благополучной судьбу храма все же считать было бы неверно, были негласные планы по его закрытию, ­ полагает отец Михаил. – Об этом можно судить уже по тому, как долгие годы власти не разрешали никаких ремонтных работ, несмотря на трещины в стенах здания. Его уже признали аварийным и потихоньку вели к тому, что в конце концов храм сам умрет. Слава Богу, не получилось, время рассудило иначе.

Не иссякает поток людей, посещающих храм, даже при том, что в ряде районов города появились новые церкви, многие сохраняют преданность родной Успенской. Сюда приходят к отцу Павлу за пастырским благословением, готовясь к какому­либо ответственному делу. Здесь частенько проходят обряды венчания и крещения. Огромным спросом пользуются прославившие Успенку своего рода психологические уроки ­ традиционные «вычитки» по четвергам, на которых звучит проповедь уважаемого батюшки, поднимаются волнующие людей проблемы. В целом, замечено, прихожан Успенского храма отличает особая ­ «негромкая» ­ интеллигентность. А сам храм привлекает своей «непарадностью», тихой благодатью и почти семейным уютом. Надо видеть, каким почтением пользуется клир. И весьма заслуженно. Отец Павел – выпускник Ленинградской академии, кандидат богословия, собравший богатую духовную библиотеку, почтенный старец с безупречной репутацией. Отец Михаил ­ член Ученого совета семинарии, знаток истории церкви, успевает еще и руководить епархиальным музеем. Большое уважение имеет и отец Василий, человек чрезвычайной скромности, имеющий педагогическое образование и диплом Киевской духовной академии. Свое место в «команде» обрели и иерей Сергий Струполёв, и диакон Иоанн Ломоносов. При храме выросли такие замечательные ребята, как братья Максим и Кирилл Шевцовы, еще школьниками певшие здесь в хоре, а теперь, после учебы в академии, первый ­ священник храма Христа Спасителя в Москве, второй – в столичном Никольском соборе в Останкино. Большие надежды возлагает православная наука на отца Евгения Шишкина, заведующего учебной частью Ставропольской семинарии, автора уникального труда о жизни епархии в советскую эпоху.

Великолепным украшением храмового комплекса вот уже несколько лет является Водосвятная часовня, появившаяся благодаря пожертвованиям многих и многих людей. Сегодня здесь по благословению архиепископа Ставропольского и Владикавказского Феофана торжественным водосвятным молебном начнутся богослужения по случаю престольного праздника Успения Божией Матери и юбилея храма. Мудрый отец Павел подчеркивает: празднования в условиях кризиса намечены скромные. Самое главное – искренняя молитва о сбережении высоким покровительством Заступницы древнего и любимого храма.

«Храни, Заступница Небесная»
Газета «Ставропольская правда»
28 августа 2009 года