00:00, 21 августа 2009 года

Выставки Андрея Белинского и Игоря Кожевникова открылись в зале краевого Союза художников России

Люди они достаточно известные по роду своей деятельности, один возглавляет предприятие «Наследие», занимающееся археологическими исследованиями на Ставрополье, другой в настоящее время работает в пресс­службе правительства края. Сказать, что один из авторов любитель, а другой профессионал, в данном случае было бы не совсем верно, поскольку выставка уравнивает их в главном – в творчестве. Как и в любви к фотографии. Давно уже поставлена точка в некогда бурном споре о том, является ли фотография искусством, и вряд ли кто­то сегодня в этом усомнится. И новая выставка уже не только доказательство тому, а очередная возможность художникам познакомить со своими работами широкую публику, а публике – соприкоснуться с истинным искусством. Оба автора не раз успешно участвовали в выставках, не раз были, что называется, замечены и отмечены как знатоками, так и «просто зрителями». И никто еще не уходил с их выставок равнодушным, непременно что­нибудь «зацепит». Но «выставиться» дуэтом решили впервые, и, надо сказать, идея оказалась весьма удачной, как и ее исполнение. Экспозиционный зал, поделенный на две равные половины, предлагает посетителям два взгляда, две позиции, два разных технических решения одной задачи.

­ Несмотря на продолжающееся отпускное время, выставка уже привлекла много поклонников этих мастеров. ­ заметил, открывая экспозицию, председатель краевого правления СХ РФ Сергей Паршин. – А какие разные сами авторы... Андрей Белинский мне представляется этаким эстетствующим – в лучшем смысле слова ­ путешественником, остро чувствующим вкус странствий. Кроме того, его работы очень грамотно выстроены и композиционно, и по цветовой гамме. А Игорь Кожевников искусно владеет методом гротеска, контрастных интонаций, умением выделить главное в «подсмотренной» объективом ситуации. И все вместе это чрезвычайно интересно, вызывает размышления…

Каждый входящий сам решает, с какой половины зала стоит начать осмотр: цветной – Белинского, черно­белой – Кожевникова. В том и другом случае каждый совершает затем переход в иную половину, получая в итоге полное представление. Как шутливо признались сами авторы, в следующий раз они поменяются «ролями». Хотя, как говорили многие зрители, от наличия цветности художественный уровень снимков напрямую практически не зависит. Просто ощущения возникают совершенно разные, эмоциональность же восприятия двухцветного кадра ничуть не меньше, чем цветной «картинки». Например, когда всматриваешься в колоритные сюжеты Востока, запечатленные камерой Андрея Белинского, то иначе, кажется, и невозможно представить себе пустыню Вади­Рим в Иордании, древние камни Фригийской гробницы в Турции или будни буддийского монастыря в Китае. Равно как и почти сказочную гармонию красок на снимках «Национальный стадион Птичье Гнездо», «Дракон у реки», «Крыша Поднебесной» ­ китайские мотивы вообще особенно близки Белинскому. Думаю, его снимки способны вызвать у ставропольцев новый всплеск хорошего любопытства к этой далекой стране с такой богатой и необычной культурой.

Четкие линии фотографий Игоря Кожевникова высвечивают более знакомые и близкие нам сюжеты, образы, детали. Совсем иная, но тоже древняя земля Кавказа с не менее мощным культурным слоем открывается в строгих, порой даже жестко очерченных кадрах. Внешне почти нарочито спокойная поэзия «другого Востока» дышит на улочках старинного Дербента, смотрит скорбными глазами югоосетинских беженцев, таинственно пульсирует незримым ритмом в молитвенных барабанах калмыцкого дацана. Очевидная репортажность органично сплетается с задушевно­теплым настроением в серии «Художник Александр Резников»: герой снимков, получивший на Ставрополье известность первой росписью православного храма в селе Рагули, предстает не только с традиционной кистью в руке, но и в кругу односельчан. А вот сюжет совсем из другого, если так можно сказать, быта: обитатели колонии общего режима – тоже, увы, хоть и отрицательные, но герои… Мастер показывает и некоторые поистине блестяще исполненные образцы своей портретной галереи – художник­керамист, кино­оператор, скульптор, актриса: эти явно неординарные характеры и сложнейшие ракурсы хоть сейчас – в класс фотомастерства.

Как точно выразилась заместитель министра культуры края Валентина Солонина, встречи в Выставочном зале СХ всегда дарят прекрасные ощущения, дают бесценный положительный заряд.

­ Когда произносят фамилии Белинского и Кожевникова, каждому понятно: это – имя! Еще не зная, какие произведения увидим, мы пришли сюда уже только потому, что знаем двух этих талантливых людей. При всем отличии творческих подходов, главное, что несет выставка, ­ утверждение Жизни! Во всех ее красках и проявлениях.

Много лет работающая с Белинским и Кожевниковым известный ставропольский искусствовед Ольга Бендюк подметила присущую обоим – при всей их разности – черту, отличающую истинного художника: с годами они не устают удивляться и радоваться миру, восхищаясь его красотой и печалясь его печалями.

­ Еще один важный момент: в экспозиции нет так называемых постановочных кадров, нет выдуманных сюжетов, «обработанных». И Белинский, и Кожевников обладают природным даром почувствовать кадр, который останется живым и на бумаге.

Абсолютно права Ольга Борисовна: потому и идет публика на такие выставки с огромным интересом, а выходит из экспозиционного зала с четким ощущением, что приходила не зря, и час, проведенный здесь, не потрачен даром для сердца и ума. Например, поэтессе Валентине Слядневой, по ее собственному признанию, сразу захотелось написать новые стихи, некоторые строчки она тут же вдохновенно озвучила, пожелав авторам в ближайшем будущем издать альбомы художественной фотографии.

­ В советское время бытовала фраза о том, что вся страна смотрит на мир глазами Сенкевича, ­ припомнил знаменитого ведущего телевизионного «Клуба кинопутешествий» Сергей Паршин, шутливо продолжив: ­ А Ставропольский край в ближайшие два месяца в этом зале будет смотреть на мир глазами Белинского и Кожевникова!

Выразив удовлетворение сотрудничеством двух творческих союзов ­ художников и фотохудожников, С. Паршин поделился возникшей у него, как он сам выразился, почти фантастической идеей: на улицах Ставрополя столько рекламных щитов, содержание которых всем известно и никого не радует. А почему не отдать часть этих щитов под замечательные, высокохудожественные фотографии, способные не просто украсить город, но выполнять и своего рода просветительскую функцию? Ведь среди снимков есть кадры, несущие в себе вполне «читаемый» социальный аспект. К всему сказанному остается добавить: выставку непременно надо увидеть молодежи ­ студентам, школьникам. Им откроется много нового, интересного и просто очень красивого.

«Двое в одном зале»
Газета «Ставропольская правда»
21 августа 2009 года