00:00, 21 августа 2009 года

Состояние аварийности и готовность дорожных служб к зиме обсудили в УГИБДД ГУВД по СК

Новая угроза

Смертность на дорогах уже названа одной из острейших социально­экономических и демографических проблем, представляющих угрозу национальной безопасности России. А Всемирная организация здравоохранения предрекает, что через пару­тройку лет дорожная аварийность войдет в пятерку лидирующих угроз для жизни и здоровья человечества наряду с экологическими и техногенными катастрофами. Приведенные на пресс­конференции цифры полностью подтверждают эту обеспокоенность: с начала года в крае произошло 1400 автоаварий, 1859 человек травмированы, 200 погибли.

В эпоху всеобщей автомобилизации народная мудрость к двум апокрифическим российским бедам ­ дуракам и дорогам ­ добавила третью ­ дураков на дорогах. Получился этакий трехголовый Змей Горыныч, первоисточник людских страданий. И эта­то «дополнительная» беда, называемая официально «человеческий фактор», по статистике ­ главная причина катастрофической ситуации с дорожно­транспортным травматизмом. Основными причинами происшествий были и остаются такие нарушения правил дорожного движения, как несоответствие скорости конкретным условиям движения, выезд на встречную, вождение «под мухой» и т. д. Вот свежий пример. Как рассказал заместитель начальника УГИБДД ГУВД по СК Алексей Сафонов, в начале августа был зарегистрирован резкий рост ДТП по причине нарушений водителями скоростного режима. Поэтому с 15 по 17 августа была проведена блиц­операция «Скорость». В итоге каждый день госавтоинспекторы выявляли в крае по две­три тысячи фактов «шумахерства».

Эх, дороги...

Второй проблемой частых происшествий было названо состояние дорожно­уличных сетей: каждое пятое ДТП в крае происходит из­за их неудовлетворительного состояния, с января по июль таких автоаварий насчитали 304. Ямы и колдобины, отсутствие уличного освещения, «дикие» рекламные щиты на проезжих частях, противоречия между дорожной разметкой и знаками, необустроенность пешеходных переходов... Перечислять дорожные проблемы, годами и десятилетиями не находящие на Ставрополье решения, можно очень долго, тут никаких газетных площадей не хватит. Как правило, все претензии по «убитым» дорогам люди адресуют в ГИБДД. Но если по отношению к физическим лицам ­ водителям и пешеходам, провоцирующим автоаварии, Госавтоинспекция имеет прямой и действенный «инструмент влияния», как то штрафы, лишение права управления транспортом, то сладить с ведомствами и различными властями, отвечающими за безопасность на дорогах, но мало что для этого делающими, не так­то просто.

­ Мы же можем лишь обращаться к владельцам дорог и дорожно­коммунальным службам с рекомендацией или предписанием, как исправить или улучшить ситуацию на том или ином участке, ­ говорит начальник отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД ГУВД по СК Евгений Чижов.

Но, как правило, «на ура» такие обращения муниципалитеты, организации и ведомства не воспринимают. Тут, как всегда, Иван кивает на Петра. В последнее время «Петром» выступает мировой экономический кризис ­ ведь выравнивание дорожного полотна, ликвидация ямочности и т. д требует материальных вложений, а он, проклятый, «съел» все денежки. И тогда приходится действовать «силовыми методами» ­ привлекать виновных к административной ответственности за нарушение содержания и ремонта дорог, их загрязнение и т. п., а то и за невыполнение в срок предписаний ГИБДД. Порой госавтоинспекторам приходится действовать через суд. Но, к удивлению стражей дорог, Фемида часто становится на сторону собственников дорог. Когда те заявляют, что, мол, денег на починку нет, судья удовлетворяется этим объяснением и постановляет в том духе, что коль у ответчика денег нет, то претензии ГИБДД удовлетворению не подлежат.

Да, ремонт и содержание дорог стоят недешево. Однако привести их в порядок государству обойдется дешевле, чем терять значительную часть своих граждан в ДТП. Да и «песни» насчет пустоты казны зачастую преувеличены. Не переходя «на личности», отмечу лишь, что одно из муниципальных образований под предлогом нехватки средств долго «отбивалось» от предложения госавтоинспекции обустроить несколько многоуровневых пешеходных переходов в «пиковых точках» улиц. А по итогам исполнения годового бюджета оказалось, что муниципальные власти не освоили несколько сот (!)) миллионов бюджетных рублей, которых с лихвой хватило бы и на переходы, и на прочие нужды.

Однако стричь всех под одну гребенку было бы неправильно. Многие должностные лица с пониманием относятся к рекомендациям госавтоинспекции. Например, достаточно оперативно решилась проблема с «очисткой» улицы Спартака в краевом центре, которую в начале лета облюбовали в качестве парковки прибывающие за товаром на пивоваренный завод грузовики­длинномеры (см. «Ни пройти, ни проехать», «СП», 26.06.09). Дирекция предприятия прислушалась к рекомендациям ГИБДД, и вот уже которое время многотонных фур на улице не видно.

Уж зима катит в глаза

Коснулись на пресс­конференции и вопросов технического состояния парка пассажирского транспорта в крае, и подготовки дорожно­коммунальных служб к зимнему периоду, и последних директив министра внутренних дел Рашида Нургалиева, касающихся «пересдачи ПДД» всеми сотрудниками органов внутренних дел, за которыми закреплен служебный транспорт. Как выяснилось, переаттестация для ставропольских милиционеров ­ не ноу­хау. По словам А. Сафонова, перепроверка, насколько стражи порядка готовы управлять автомобилями, идет постоянно. Сейчас, например, в экзаменационно­регистрационных подразделениях ГИБДД проходит массовый прием экзаменов по теории ПДД, чуть позже будет практика. По прогнозам А. Сафонова, весьма вероятен «отсев» некоторого количества экзаменующихся.

Что же касается подготовки к зиме, то госавтоинспекция озабочена этим вопросом уже сейчас. Ведь всем памятен снегопад 3­4 марта этого года, парализовавший движение в Ставрополе. Тогда долго искали виноватых в транспортном коллапсе, однако истина, на мой взгляд, лежала на поверхности ­ система зимнего содержания улиц города не справилась с погодным ЧП. А посему ее надо менять. В предложениях госавтоинспекции, направленных главе города, фигурируют весьма здравые предложения. Например, устроить крытые базы для хранения противогололедных материалов. А не хранить их под открытым небом, где они смерзаются в неподъемные глыбы. Увеличить и число баз, чтобы технике не приходилось, израсходовав запас песка и соли, делать длиннющий «конец» за новой порцией смеси. И главное, создать наконец­таки муниципальную дорожную организацию, оснащенную достаточным количеством снегоуборочной техники. А не полагаться на заключившие с городом договор частные дорожно­эксплуатационные предприятия, у которых зачастую в наличии нет достаточного количества техники, а та, что есть, как говорится, дышит на ладан. Судя по ответу из горадминистрации, предложения стражей дорог нашли понимание у властей Ставрополя. Ну что ж, зима не за горами, посмотрим...

«Змей Горыныч аварийности»
Газета «Ставропольская правда»
21 августа 2009 года