Новая экспозиция в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств официально заявлена как одна из акций музея, посвященных Году молодежи, а открылась она в канун Дня физкультурника.
Эскпозиционер выставки Александр Колбасников

Эскпозиционер выставки Александр Колбасников

© Фото: Александр ЦВИГУН

Экспонат выставки «Искусство и спорт»

Экспонат выставки «Искусство и спорт»

© Фото: Александр ЦВИГУН

Алескеров А.М., из серии «Ставрики и спортсмены». Силач

Алескеров А.М., из серии «Ставрики и спортсмены». Силач

© Фото: Александр ЦВИГУН

Экспонат выставки «Искусство и спорт»

Экспонат выставки «Искусство и спорт»

© Фото: Александр ЦВИГУН

Cразу надо сказать, что организаторы выставки «Искусство и спорт» счастливо избежали возможного в подобных случаях формализма. На-оборот, все здесь исполнено своеобразной скромной изысканности, при том что занимают экспонаты совсем немного выставочной площади.

Значительную часть выставочного пространства помимо живописи и графики занимает фотография. В чем ее явное преимущество – это, безусловно, особенно четко ощущаемая динамика, ухватить которую и способна чуткая камера в руках подлинного мастера. Собственно, запечатлеть поэзию и мощь движения спортсмена и есть задача художника вообще.

И все-таки, думаю, идя в изомузей, каждый из нас ждет встречи прежде всего с традиционными жанрами. Не случайно в экспозиции первыми притягивают взгляд крупные полотна, такие как «Гимнастки-художницы» Герасима Киракозова, его же «Портрет мастера спорта по штанге В. Рыбкина» или «Девчонки» Виктора Чемсо и «Баскетболистки» ленинградского автора А. Орешникова... Их не очень много здесь, но практически каждое полотно заставляет остановиться, и хотя, повторю, живописным работам трудно состязаться в динамике с фотографией, зато в них есть энергетика художника, вложившего в каждый мазок кисти биение собственного сердца. И еще чувствуешь вдруг возникшую связь художника с созданным им образом, желание автора не только «изобразить» момент в спорте, но передать либо характер, либо остроту переживания, либо – по большому счету – вообще суть такого огромного явления, каким нельзя не признавать спорт.

История знает примеры, когда художники отдавали этой теме солидную часть творчества. Как заметил заслуженный художник России ставропольский живописец и педагог Алексей Соколенко, самый яркий из этих примеров, конечно же, советский классик Александр Дейнека, певец физической и духовной гармонии, создатель запоминающихся характеров, так убедительно и сочно показавший прежде всего жизнеутверждающую роль спорта, его красоту, царящую в нем высшую справедливость честной победы. Кстати, кто не помнит еще из школьных учебников сюжетные картинки – росписи на древних вазах и амфорах, запечатлевшие воинственно-наивных и однако ж романтичных героев былых состязаний? Вон когда еще воспевали художники гармонию красоты и силы... И тема не устарела, лишь обрела нюансы иной эпохи.

Словно читая мысли всех нас, пришедших в музей, удивительно точно обозначил атмосферу этих трех небольших зальчиков эскпозиционер выставки Александр Колбасников, признавшийся:

– В ходе подготовки выставки нас сопровождало чувство некой ностальгии и даже сожаления о том времени цветущей сложности, когда в нашей жизни присутствовали смыслы... Да, быть может, частью – из области идеального. Не вдаваясь в историософские рассуждения, хочется просто вспомнить длительный и многообразный советский период. С 20-х годов ХХ века тема физкультуры и спорта в общественной жизни и, конечно же, в искусстве была очень значима. А ностальгия – в том, что люди того времени были носителями, увы, подзабытого, но очень сильного Образа. Что и уловили наиболее талантливые художники. Черт такого Образа в сегодняшнем всем нам не хватает...

Не устаю удивляться философическим парадоксам творческого мышления, коими (замечено неоднократно!) отличаются именно художники. Ну, согласитесь, назвать времена, хлестко именуемые ретивыми идеологами то тоталитарными, то застойными, то еще бог знает какими, и вдруг – временами цветущей сложности... Вроде бы чуток заумно? А ведь как верно в контексте конкретного музейного события, во-первых, и наполненности изобразительного искусства, во-вторых. Свежести нам действительно ой как не хватает, ни в атмосфере, ни в политике, ни в искусстве.

Александр Колбасников обратил внимание гостей на обложку одного из альбомов, представленных в книжной части выставки, – есть здесь целый стенд с изданиями разных лет, рассказывающими о выдающихся олимпийцах, их достижениях и удивительных судьбах. Эта внешне, быть может, плакатно-архаичная обложка, по мнению А. Колбасникова, по-своему отражает цель выставки. На ней мы видим коллаж, представляющий фрагменты различных соревнований, одухотворенные лица знаменитых спортсменов той поры и на фоне всего этого красочного великолепия надпись: «Кто их победит в 1941 году?». Поразительно то, что обложка сделана еще до войны!

– Сейчас спорт начинает потихоньку возвращаться в искусство, – считает Алексей Соколенко, уточняя, – но пока очень мало работ на эту тему. И вот неожиданно небольшая выставка навеяла столько больших и добрых воспоминаний! А самое главное – захотелось возрождения спорта и в жизни, и в искусстве.

Председатель краевого Союза фотохудожников Маргарита Воронова оценила выставку и с такой позиции:

– Мы все увидели необычайно сильный и удивительный эффект соединения фотографии и живописи в общую экспозицию. А фотомастеров, естественно, не могут не впечатлить работы старых мастеров, которые демонстрируются на слайдах.

Современные фотохудожники Ставрополья (в отличие от живописцев) весьма активно занимаются спортивной темой. И на выставке есть по-настоящему высокохудожественные работы, такие как «Первый бьет тропу» Дмитрия Максимова, «Юца» Эдуарда Корниенко, «С Богом!» Маргариты Вороновой, «Магия полета» Виктора Нестеренко... Столько в каждом кадре живой динамики, ритма, поэзии, а порой и доброго юмора. Я уж не говорю о физической закалке, которая нередко нужна и самому фотохудожнику, ведущему съемку в самых невероятных условиях: то с альпинистами в горах, то в гуще азартно-сумасшедшего футбольного матча...

Нельзя не сказать и о добротной графике, дополняющей выставку своими – не менее выразительными – средствами. Меня просто очаровали старые аксакалы, выясняющие «Кто сильнее?» – так и называется выполненная в красно-черно-коричневой гамме линогравюра К. и О. Омаровых из Каспийска. Более традиционны «Вратарь» и «Фехтовальщица» Л. Ройтер из Москвы, цикл литографий «Стадион» В. Власова. Зато «вкусным», неповторимо-мудрым кавказским юмором буквально дышит серия А. Алескерова «Старики-спортсмены». Знаете, все это просто надо видеть.

Наталья БЫКОВА