00:00, 11 августа 2009 года

Алексей Карабут о производственном травматизме на Ставрополье

В нашем крае сейчас зарегистрировано более шести тысяч человек, которые стали инвалидами по причине трудовых увечий и профессиональных заболеваний. С каждым годом их количество увеличивается. Каким образом можно обезопасить представителей разных профессий? С этого вопроса началась беседа корреспондента «СП» с министром труда и социальной защиты населения края Алексеем Карабутом.

­ Общая ситуация с охраной труда напрямую зависит от инвестиций в регион. В прошлом году, даже несмотря на кризис, в крае все же удалось привлечь в экономику более 70 миллиардов рублей. Благодаря этому есть возможность создавать новые и современные рабочие места, периодически проводить их аттестацию, иметь штатные и вводить новые должности специалистов по охране труда, тратить деньги на их обучение. И, конечно же, создавать представителям различных профессий нормальные условия для работы и отдыха. Замечу, что за последние пять лет уровень производственного травматизма на Ставрополье, по данным Фонда социального страхования, снизился в полтора раза. В течение прошлого года травмы и увечья получали работники 519 предприятий и организаций ­ это около одного процента от общего количества работодателей в крае. Снизилось в прошлом году, и заметно, количество больных с профессиональными заболеваниями. Краевая межведомственная комиссия по профилактике нарушений трудовых прав отмечает и такой отрадный факт: на Ставрополье более пяти тысяч крупных и средних предприятий на протяжении долгих лет работают без аварий и производственного травматизма. Однако все эти безусловно позитивные факты, конечно же, не должны заслонять проблем, которых тоже немало. В крае почти 14 процентов тружеников различных отраслей заняты на работах с вредными условиями. К сожалению, количество таких производств уменьшается медленнее, чем хотелось бы. Только в прошлом году 124 человека признаны инвалидами вследствие трудовых увечий и профзаболеваний. А в 2009­м в крае от несчастных случаев на производстве пострадали 284 работника, 25 человек погибли.

­ Если исходить из этой статистики, какие профессии сейчас можно считать самыми опасными?

­ Чаще других травмы и увечья получают водители, слесари, наладчики, строители, электромонтажники, столяры, плотники, сторожа. Естественно, в каждом конкретном случае анализируются причины, которые приводят к таким несчастьям. Чаще всего это нарушения трудовой и технологической дисциплины, слабый контроль со стороны руководителей и недостатки в обучении безопасным приемам труда. При расследовании тяжелого несчастного случая, который произошел в ОАО «АРЗИЛ» города Георгиевска, выяснилось, что пострадавшая была допущена к самостоятельной работе на фрезеровочном станке без инструктажа и обучения технике безопасности. Такие же причины несчастных случаев на Шпаковской птицефабрике, в кооперативе «Фермер» Предгорного района, СПК имени Чапаева Шпаковского района, фермерском хозяйстве В. Онежко Ипатовского района. Этот печальный список можно продолжать. В прошлом году после проверок государственными инспекторами труда 2400 человек были отстранены от работы только за то, что никто не учил их технике безопасности, выявлено более шести тысяч подобных нарушений в различных предприятиях. А к этим проблемам организационного характера добавляются еще и экономические беды, например, стремительное старение техники, износ основных фондов, особенно в таких отраслях, как сельское хозяйство и ЖКХ. Давно уже превысили нормативы сроки эксплуатации некоторых газопроводов, котельных, электроэнергетических объектов. Все это делает работу на них небезопасной. Немало у нас в крае опасных производств и, к сожалению, приходится вспоминать о несчастных случаях со смертельными исходами, которые произошли в прошлом году на буденновском «Ставролене» и в невинномысском ООО «Южтехмонтаж».

­ А есть ли гарантия, что таких несчастий можно избежать, если не скупиться на обучение и технику безопасности? И вообще, существуют ли расчеты, в какие суммы обходятся различные мероприятия по охране труда?

­ Полную, стопроцентную гарантию вряд ли кто отважится дать. Однако практика показывает, что гораздо меньше несчастий в тех организациях, где вопросы безопасности включены в коллективные договоры и соглашения. Как правило, там предусмотрена серьезная материальная ответственность руководителей за безопасность труда. Опять же исходя из конкретной практики, можно утверждать, что меньше травм в тех предприятиях, где существуют службы охраны труда и специалисты, которые профессионально занимаются этой работой. Всего по краю таких специалистов ­ более двух тысяч. Безусловно, мы видим смысл в проведении специальных Дней охраны труда. Вполне оправдывает свое предназначение и ставшая у нас традиционной краевая специализированная выставка «Спецовка. Охрана труда». Да, все это стоит денег, и немалых. Речь идет о сотнях миллионов рублей. Однако не стоит забывать, что жизнь и здоровье бесценны. Так что все вложения в эту сферу окупаются сторицей. Кстати, и бездействие тоже, как говорится, влетает в копеечку. Только на ежемесячные страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также на выплаты по случаю потери кормильца в прошлом году потрачено более 257 миллионов рублей. На оплату больничных листов, лечение и реабилитацию тоже тратятся сотни миллионов. Так что для любого умного и дальновидного руководителя совершенно очевидно, что это гораздо выгоднее ­ не жалеть денег на охрану труда. Можно говорить и о том, что с годами таких руководителей на Ставрополье становится больше.

«Есть ли таблетки от ЧП?»
Газета «Ставропольская правда»
11 августа 2009 года