Писать о российских дорогах – дело, ей богу, неблагодарное. Ну что тут скажешь нового? Но и не писать нельзя, потому как молчать – значит согласиться, что проблем нет. А это уже неправда чистейшей воды. Перекресток улиц Голенева и Ипатова в Ставрополе. На днях в этот открытый люк попалась «десятка». Машину увезли на эвакуаторе.

Тест и драйв

В редакцию «СП» обратились жители улицы Авиационной краевого центра. Они пишут: «Когда-то это была уютная улица с хорошим асфальтовым покрытием. А сегодня ее не узнать: проезжая часть пришла в негодность, ухабины и огромные ямы, заполненные водой. Что называется, ни пройти, ни проехать. К нам часто даже не доезжают машины скорой помощи, особенно в непогоду». Жители Авиационной уверены, что виноваты в сложившейся ситуации коммунальщики: мол, водоканал и газовики после проведения работ не восстанавливают дорожное покрытие. Обращения к районным и городским властям эффекта не дали. «Мы получили отписку администрации Ставрополя о том, что дорогу отремонтируют в 2009 году. Однако пока на это даже нет намека», – пишут горожане.

Ситуация, согласитесь, отнюдь не уникальная. В том же Ставрополе без труда можно найти улицы, по которым проблематично, а порой и опасно передвигаться как пешеходам, так и транспорту. Очень веселят рассуждения ведущих в популярных зарубежных автотелепередачах, обсуждающих возможности очередного мега-монстра с табуном лошадей под капотом. Мол, хорошая машинка: и мощная, и послушная, и симпатичная... Одна беда – скучно в ней водителю на дороге. Драйва не хватает. Так и хочется сказать: не там вы, ребята, драйв ищете. Приезжайте к нам, в российскую провинцию, запустите свое заморское авточудище по нашим улицам. Пусть по неосвещенным дорогам попробует хотя бы на допустимой в городской черте скорости преодолеть ямы в размытом асфальте, не обозначенном разметкой «лежачих полицейских», открытые люки и прочие прелести. Вот это будет настоящий тест-драйв.

Думаю, у каждого ставропольца найдется в запасе хотя бы пара «дорожных» историй. Ставропольчанка Наталья Ц., наверно, будет до старости вспоминать, как вышла из маршрутки прямиком... в канализацию. Это случилось, когда водитель остановил свой «пазик», чтобы высадить пассажиров, не заметив в темноте круглое отверстие в дороге, которое неожиданно оказалось открытым люком. Оттуда Наталью доставали всей маршруткой. Без особых телесных повреждений, но в испорченной одежде и, естественно, перепуганную. Эта история — кошмар пешехода. Но спросите у любого автомобилиста, и он охотно расскажет вам про то, как звучно машина скребет днищем по буграм, которые выдают нам за искусственные ограничители скорости, как зачастую противоречат друг другу дорожные знаки, как штрафуют за пересечение «сплошной», которой практически не видно. На днях на пересечении улиц Р. Люксембург и Мира в провал асфальтового покрытия диаметром около метра и глубиной около двух метров (!) угодил колесом джип. Женщина за рулем не пострадала, но, чтобы вытащить внедорожник, пришлось потрудиться спасателям, наряду ДПС и коммунальщикам. Злополучную яму временно накрыли деревянным строительным поддоном. Когда же дорога будет восстановлена капитально, пока неизвестно. Однако претензии к тем, кто отвечает за состояние дорог, как выяснилось, есть не только у нас, простых обывателей.

Не дороже жизни

Серьезные вопросы к дорожникам, в частности, имеются в краевом Управлении Госавтоинспекции. Начальник отдела дорожной инспекции УГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю Евгений Чижов утверждает, что в каждом четвертом ДТП присутствует дорожный фактор: ямы, выбоины, мусор или отсутствие разметки. При этом взаимопонимания с дорожниками инспекторам давно уже не удается найти. «Обращения по организации движения люди, как правило, адресуют нам: только в первом полугодии получено и рассмотрено 35 жалоб, – говорит Е. Чижов. – Мы же зачастую имеем право лишь рекомендовать дорожникам, как исправить или улучшить ситуацию на том или ином участке. Однако, к сожалению, далеко не все из этих предложений получают реальное применение. Столь популярный в Ставрополе латочный ремонт дорог — лишь временная и малоэффективная мера. Полотно, которое прокладывали в 70-е годы прошлого века, сегодня несет колоссальную нагрузку. В семь раз увеличилось количество машин только в нашем крае. Светофоры не справляются с регулированием. В разработке у нас есть несколько систем управления движением, например, для городских дорог. Пока все они в стадии тестирования, и это только часть полноценного решения».

Кроме того, по его словам, в настоящее время 423 пешеходных перехода в крае не соответствуют нормативным требованиям. Между тем требуется организовать еще как минимум 370. Почти половина всех остановок находятся в ненадлежащем виде. Серьезные нарекания госавтоинспекторов вызывает повсеместное отсутствие заездных «карманов» для общественного транспорта. Это особенно актуально на узких дорогах. К примеру, большой отрезок проезжей части улицы Шпаковской крайцентра разделен сплошной полосой. И, если перед вами следует троллейбус или автобус большой вместимости, тормозя, как им и положено, на каждой остановке, есть два варианта. Либо тормозить вместе с общественным транспортом, дожидаясь, пока он высадит и примет на борт своих пассажиров, либо объезжать его, пересекая «сплошную» и рискуя лишиться прав.

Отдельная песня – «лежачие полицейские» или искусственные ограничители скорости. Появившиеся в Ставрополе с начала 2000-х, они на многих улицах снизили аварийность, признают госавтоинпекторы, однако сегодня подавляющая часть этих «мамаевых курганов» не соответствует требованиям ГОСТов. В прошлом году «Ставрополка» уже поднимала эту тему ( «Бей лежачего!», «СП» от 05.03.2008). Тогда в комитете городского хозяйства нам сообщили, что «полицейских» старого образца демонтируют, взамен них будут установлены новые сборно-разборные конструкции. Причем общее количество таких ограничителей в городе сократится в разы. Что приходится констатировать спустя полтора года? Часть «бугров» действительно «срезали». А вот с остальными — пока тишина. Есть рекомендации по их установке от ГИБДД, есть сметная документация. Нет денег. Кстати, в маленькой небогатой Абхазии средства на обустройство дорог современными «лежачими полицейскими» как-то изыскали.

Да, ремонт и содержание дорог стоят недешево. Однако, по мнению Е. Чижова, привести их в порядок государству обойдется дешевле, чем практически ежедневно терять своих граждан в авариях.

Морально-материальный аспект

Недовольство работой дорожных служб высказывают и представители страховых компаний. Согласно общероссийской статистике, до пяти процентов обращений страхователей связано с повреждениями машин из-за плохого состояния дорог. На Ставрополье подобная статистика не ведется, хотя такие случаи, по словам местных страховщиков, бывают. Так, первый заместитель директора ставропольского филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» В. Саврасов сообщил, что не так давно их компания возмещала ущерб автолюбительнице, иномарка которой попала во время дождя в яму на улице Ленина. Однако, по его словам, в законе есть весьма расплывчатая формулировка, которая, по сути, перекладывает большую часть ответственности за аварию по причине «дорожного фактора» на человека за рулем: мол, водитель должен двигаться со скоростью, обеспечивающей постоянный контроль за ситуацией на дороге.

Однако если неприятность все же произошла, шансы восстановить справедливость остаются. Для этого на место происшествия, не трогая машину, необходимо оперативно вызвать сотрудников ГИБДД, которые должны зафиксировать факт ДТП с одним участником и сопутствующие ему обстоятельства: освещенность, погодные условия, состояние дорожного полотна и т.д. Если будет установлено, что повреждения автомобиль получил по причине последних, можно смело предъявлять претензии дорожникам. При этом, сообщил В. Саврасов, в случае, когда машина застрахована по КАСКО, страховая компания возместит ее хозяину ущерб, а затем обратится с регрессивным иском к той организации, которая несет отвестственность за ненадлежащее состояние проезжей части. Если же авто застраховано по стандартному ОСАГО, компенсацию с дорожников придется истребовать владельцу самостоятельно. При этом, по словам юриста страховой компании «Росно» О. Тимченко, можно заявить о причинении не только материального, но и морального вреда.

P.S. К слову, ряд регионов нарабатывает собственный опыт борьбы с нерадивостью дорожных служб. К примеру, администрация Красноярска рассудила так: что делает автомобилист, попавший, скажем, в яму на дороге? Правильно — кроет на чем свет стоит власти всех мастей без разбору. Поэтому решено было направить эти словесные потоки в адрес конкретных лиц, отвечающих за данный участок работы. Для чего по городу развесили фото директора местной дорожной службы и номер его телефона. Говорят, эффект потрясающий.

Наталия КОЛЕСНИКОВА, Валентина ФИСЕНКО