00:00, 5 августа 2009 года

Проект национального стандарта «Воды минеральные природные питьевые» требует доработки

Какова ситуация сейчас и с чем не согласны ученые–курортологи, гидрогеологи, недропользователи и руководство администрации Кавказских Минеральных Вод, мы попросили рассказать члена рабочей группы, заместителя руководителя администрации КМВ Михаила Бондаренко.

– В 2007 году Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, которым руководит Дмитрий Петров, в инициативном порядке разработал проект Национального стандарта «Воды минеральные природные питьевые». По заверениям разработчиков, они стремились гармонизировать отечественный стандарт с требованиями европейских нормативных документов, учесть все многообразие открытых в Российской Федерации за последние 20 лет источников минеральной воды и пресечь действия, которые бы вводили потребителей в заблуждение.

Предложенный проект Национального стандарта, по мнению ведущих ученых–курортологов, гидрогеологов, недропользователей, изобиловал неточностями, противоречиями, серьезными упущениями. Именно поэтому на протяжении последних двух лет продолжалось бурное обсуждение проекта. В адрес Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод поступило большое количество замечаний и дополнений, которые разработчиком были просто–напросто проигнорированы.

Трудно понять логику разработчика, не желающего замечать и отражать в документе крупнейшее на Северном Кавказе месторождение минеральных вод – Нагутское. В проекте нацстандарта предложили такое определение «смешанных вод», которое могло поставить под сомнение легитимность даже кисловодского нарзана. По мнению разработчиков, воды типа «Ессентуки–4» должны иметь минерализацию 7 – 10 граммов на литр, а воды типа «Ессентуки–17» – 9 – 14. Таким образом, минеральные воды Ессентукского месторождения с минерализацией в интервале 9 – 10 граммов на литр можно произвольно отнести к тому или иному типу, чего в принципе быть не должно. Продекларировав «невведение в заблуждение потребителя» одной из главных целей проекта стандарта, разработчик тут же сам нарушает этот принцип. И вот такие, с позволения сказать, неточности и нестыковки по тексту предлагаемого проекта встречаются сплошь и рядом.

Не сумев, что называется, кавалерийским наскоком добиться положительного для себя результата – утверждения подготовленного документа, разработчики принялись огульно обвинять своих оппонентов в коррупции и во всех смертных грехах. Если отбросить морально–этическую сторону такого действа, вывод напрашивается сам собой: у разработчиков проекта Национального стандарта нет серьезных аргументов в защиту своей позиции, нет оснований игнорировать аргументы профессионалов в сфере гидрогеологии и курортного дела.

Наша позиция проста и понятна. Мы за принятие нового Национального стандарта, но он должен быть выверенным, унифицированным, объективно отражать сложившиеся реалии, учитывать экономические интересы нашей страны.

Убеждены, что в конечном итоге разум возобладает над эмоциями и именно такой Национальный стандарт будет принят.

– На совещании вы, в частности, выступили против предложенного Союзом производителей безалкогольных напитков и минеральных вод определения «минеральная вода».

– По версии разработчиков проекта Национального стандарта, минеральные воды – это «подземные воды, предназначенные для питья». Всем хорошо известна крылатая фраза: «Как вы судно назовете, так оно и поплывет». Если согласиться с такой формулировкой, то придется перечеркнуть все, что было наработано курортологами за последние 70 лет. То есть признать, что уникальное творение природы – подземные минеральные воды – является банальным напитком, предназначенным для питья или утоления жажды. А раз так, то судьбу «минералки» должны решать не гидрогеологи, не врачи, не курортологи, а коммерсанты. Мы не можем согласиться с такой, с позволения сказать, версией и настаиваем на классическом определении природной минеральной воды, вошедшем в практику, во все учебники и монографии: «Воды природные минеральные питьевые – природные подземные воды, оказывающие лечебное действие, обусловленное повышенным содержанием полезных, биологически активных компонентов, особенностями газового состава или общим ионно–солевым составом воды». Вот это определение емко, точно и понятно дает ответ на вопрос, что такое природная минеральная вода.

– Насколько мне известно, в конце июля должно было пройти завершающее заседание рабочей группы. Состоялось ли оно и на каком этапе сегодня принятие Национального стандарта?

– Действительно, 29 июля должно было состояться заседание рабочей группы по доработке проекта Национального стандарта. К большому сожалению, когда мы сравнили новый вариант проекта стандарта с тем, который обсуждался прежде, то увидели, что они практически совпадают. Таким образом, все споры, все попытки сблизить позиции, найти варианты компромиссных решений с Дмитрием Петровым и его помощниками были проигнорированы. Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы направили письмо на имя руководителя рабочей группы – заместителя директора департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Минсельхоза РФ А. Межонова, в котором заявили, что разработка столь серьезного документа требует такого же серьезного подхода, но его, к сожалению, Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, видимо, не желает демонстрировать. Поэтому в подобного рода действиях мы участвовать не намерены. Заседание рабочей группы целесо–образно проводить тогда, когда все поступившие замечания будут отработаны и учтены.

С нашей позицией согласились. И теперь все зависит от того, насколько быстро разработчики проекта Стандарта смогут перестроиться.

«Специалистов не услышали»
Газета «Ставропольская правда»
5 августа 2009 года