00:00, 5 августа 2009 года

Нарушитель или жертва?

- Валерий Алексеевич, так что же нам ждать на основе анализа судебной статистики? И не сильно ли преувеличено ее влияние как возможность оценить последствия кризиса?

– Убежден, что нет. Но, случись кризис в начале 2000–х, анализ социальных его последствий на основе судебной статистики был бы просто невозможен. Когда восемь лет назад Ставрополье одним из первых в России приступило к воссозданию недолго существовавшей в XIX веке «мировой» юстиции, такая работа в повестке дня управления вообще не стояла. Но мы учились, в том числе и накоплению информации. Иное дело – день сегодняшний. С одной стороны, наблюдается стабильный рост нагрузки. Если в 2002–м средняя служебная ежемесячная нагрузка на одного судью была 65 дел, то в первом полугодии 2009–го – 214, то есть даже по сравнению с тем же периодом 2008 года увеличилась на 10,3 процента. А с другой – при столь высокой востребованности мировой юстиции и при таком объеме работы даже отдельно взятый судебный участок располагает вполне, как говорят социологи, репрезентативной и открывающей широкие возможности для анализа информацией. А если посмотреть на край в целом… За восемь лет к мировым судьям поступило около 1,5 миллиона дел – уголовных, гражданских и об административных правонарушениях. Учитывая, что в каждом процессе обычно участвуют в среднем три–четыре человека, не считая адвокатов, общественных обвинителей и так далее, через судебные участки с момента их открытия прошли свыше четырех миллионов человек, то есть много больше, чем все население края. И было бы просто неразумным оставлять без анализа и осмысления этот массив отражающей реалии жизни достоверной информации вне зависимости от того, живем мы в ситуации относительного благополучия или в условиях кризиса.

– Вопрос о достоверности информации вас не обидит?

– Нет. Потому что это объективные данные. И они востребованы и губернатором Ставрополья, и председателем краевого суда, которые с вниманием относятся к нашей работе и помогают нам. При ежегодном увеличении числа дел, рассматриваемых мировыми судьями, показатель стабильности вынесенных приговоров, решений и постановлений на Ставрополье был и остается выше среднероссийского. Обжалуется чуть больше процента от общего количества рассмотренных дел. Иными словами, нет никаких оснований сомневаться в пригодности судебной статистики для объективной оценки и происходящих в крае процессов, и доминирующих тенденций. Тем более что высок и уровень актуальности информации. В сравнении с первым полугодием 2008 года в 2009–м на 70 процентов снизилось количество дел, рассмотренных мировыми судьями с нарушениями процессуальных сроков.

Информация для размышления. Подавляющее большинство дел приходится на гражданские дела и дела об административных правонарушениях. В первом полугодии 2009 года гражданские дела составили 56,3 процента от общего числа рассмотренных мировыми судьями дел. Удельный вес дел об административных правонарушениях составил 41,4 процента.

– То есть мировая юстиция преимущественно гражданско–административная?

– Да.

– Но, как мне кажется, большие возможности для анализа посткризисных явлений дает все–таки уголовное судопроизводство.

– Возможно, вы правы. Возьмем для наглядности статистику в этой сфере. На первый взгляд, итоги первого полугодия 2009 года внушают оптимизм: по сравнению с первым полугодием 2008–го уменьшилось количество уголовных дел, возбужденных по фактам мошенничества, незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными препаратами, а также с оружием. На 29,3 процента уменьшились кражи. Но не стоит благодушествовать: именно кражи по–прежнему совершаются наиболее часто – за полугодие мировыми судьями рассмотрено 741 уголовное дело. И не факт, что в условиях кризиса мы не столкнемся с ростом их количества – материальный достаток падает.

– Ваши опасения разделяют и президент России Дмитрий Медведев, и директор Института криминологии Лондонского королевского колледжа Майк Хоуг, которые считают, что влияние кризиса на уровень преступности мы только начинаем ощущать. Что пока занимает «лидирующие позиции»?

– Сразу на 35,3 процента в сравнении с прошлогодним показателем возросло число преступлений против лиц, осуществляющих правосудие и предварительное расследование, а также других представителей власти, на 18 процентов увеличилось число дел по факту причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, истязаниям. Не может не тревожить и то, что «группами риска» в плане законопослушания остаются и по России в целом, и на Ставрополье в частности, безработные, несовершеннолетние и женщины.

Информация для размышления. Если в первом полугодии 2007–го были осуждены 328 женщин, то за аналогичный период 2008 года их число составило 471 человек, а в первом полугодии 2009–го преступление совершила уже 581 женщина. Нынче от общего числа осужденных по уголовным делам 23,6 процента составляют женщины.

– Говорят, что женская преступность обусловлена влиянием общих закономерностей – нестабильностью социально–экономических, политических, духовных процессов...

– Но она обладает и особенностями, связанными с социальной ролью и функциями женщин, образом жизни и профессиональной деятельности, психофизиологической спецификой, а также исторически обусловленным местом в системе общественных отношений. И не случайно женщины–преступницы чаще избирают такие виды преступлений, как вымогательство, обман покупателей, мошенничество, кражи. Реже они участвуют в разбоях и грабежах, хотя с каждым годом ситуация меняется, и женщины «догоняют» мужчин. Анализируя структуру и характер женской преступности, следует выделить такие негативные изменения, как ее «омоложение» и заметный рост рецидива.

– А какие еще последствия кризиса выявила мировая юстиция?

– В сфере, например, занятости населения они очевидны. На середину 2009 года уровень безработицы в России составлял 9,5 процента, в Ставропольском крае – 8,6 процента. Но вот то, что и без того непростую жизнь усугубляют проблемы в налоговой сфере, уже далеко не так очевидно. И именно здесь судебная статистика дает представление о происходящих процессах. Подавляющее число от общего количества поступивших в первом полугодии 2009 года к мировым судьям гражданских дел – 40 процентов – составляют споры о нарушении налогового законодательства. Это на треть больше показателей прошлого года. Канцелярии судебных участков мировых судей буквально «завалены» судебными приказами налоговых органов о выдаче недоимок по налогам. Честно скажу: это следствие недоработок налоговых органов. Первая среди них – ненадлежащее уведомление налоговым органом должника о задолженности.

В своих возражениях граждане отмечают, что, если бы соответствующее уведомление ФНС об уплате налога ими было получено, они как добросовестные налогоплательщики своевременно оплатили бы эти налоги, чтобы не нести дополнительные расходы по государственной пошлине. Но сотрудники органов ФНС, во–первых, в нарушение требований Налогового кодекса РФ либо своевременно не отправляют указанное уведомление–требование заказным письмом об уплате налога, либо не направляют вообще. Есть и такая несуразица: ФНС ежегодно присылает заявления о взыскании задолженности с владельцев транспортных средств, которые продали свои машины более пяти лет назад и, следовательно, давно уже не являются собственниками. Аналогичная ситуация складывается с земельными участками. ФНС предоставляет мировым судьям несогласованные или устаревшие данные от Федеральной регистрационной службы, МРЭО ГИБДД ГУВД по СК, нотариальных контор, ГУП «Крайтехинвентаризация». Наконец, в – третьих, речь идет о том, что многие налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивают пени и недоимки по налогам, являющиеся основными заявленными требованиями. Но заявления в мировые суды сотрудниками ФНС составляются в автоматическом режиме, при этом электронная система периодически дает сбои, в связи с чем на одного и того же человека в течение года может поступить на рассмотрение более трех заявлений на одну и ту же сумму.

Мелочи? Не скажите. Все, что касается повседневной жизни людей, их социального самочувствия, нельзя считать мелочами. А тут ведь еще и интересы бюджета, от наполнения которого зависит благополучие тысяч людей. По данным краевого минфина, доходы консолидированного бюджета на 53 процента состоят из налогов. Иначе говоря, экономические правонарушения, связанные с уклонением от уплаты различного рода обязательных платежей, причиняют громадный вред государству и населению. Это и в благополучные времена нетерпимо, а уж в условиях кризиса…

Информация для размышления. В первом полугодии 2009 года произошло значительное увеличение дел о взыскании страховых выплат – с 54 в прошлом году до 118 в текущем. В пять раз возросло число исков из договоров аренды имущества. Число заявлений по нарушению договоров в сфере торговли и оказания услуг увеличилось на 59 процентов и составило 217 дел, из которых 75 процентов рассмотрено с удовлетворением заявленных истцами требований.

– А если посмотреть на эту статистику с другой стороны: рост числа рассматриваемых мировыми судьями гражданских дел вполне может иметь и позитивную составляющую. Люди стали активнее защищать в суде свои права...

– И в этом плане увеличение на 1,8 процента числа исковых заявлений физических лиц к юридическим даже более значимый показатель, чем увеличение на 33 процента числа исков юридических лиц к гражданам. Но в любом случае здесь возможно нарастание числа попыток ущемить права граждан. Возьмем оставшиеся в ведении мировых судей полномочия по рассмотрению заявлений о выдаче судебных приказов о начисленной, но не выплаченной зарплате. В первом полугодии 2008 года на рассмотрение мировым судьям поступило 1474 дела об оплате труда, а в первом полугодии 2009–го – в 2,5 раза больше – 3272. Тревожный сигнал.

Не менее беспокоит и такая (составляющая 13 процентов от общего числа рассмотренных дел) категория гражданских дел, как споры о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи. По сравнению с прошлым годом число таких дел увеличилось на 35 процентов и достигло 11443, но это не означает, что люди стали менее дисциплинированны и законопослушны. Здесь другое: в условиях кризиса рост материального достатка граждан не поспевает за ростом тарифов.

Информация для размышления. По данным Ставропольстата, средняя начисленная заработная плата в крае в расчете на одного работника в начале 2008–го составила 9604 рубля (по России 15432 рубля), а в начале нынешнего года – уже 11748 рублей (по России 17200 рублей). В то же время в 2008 году услуги ЖКХ подорожали на 13,7 процента, цены на медицинские услуги выросли на 21,2, на услуги организаций культуры – на 19,5, в системе образования – на 12,9.

– Анализ судебной статистики порой заставляет задаваться почти философским вопросом: со злостным нарушителем закона мы имеем дело или с жертвой обстоятельств? Однако одними лишь наказаниями ставшую уже национальной проблему не решить. Совершение каждого четвертого ДТП в крае, например, происходит из–за неудовлетворительного состояния дорожных условий.

– Вы правы. Краевой центр буквально задыхается от перенасыщения улиц транспортом, дефицита проезжих частей, пропускной способности дорог, отсутствия мест для парковки. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, проявлением юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно–транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению ДТП. Иначе говоря, существует реальная необходимость в разработке и реализации программы по обеспечению безопасности на дорогах Ставрополья с привлечением научного потенциала, органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественности с четким распределением функций, полномочий и ответственности.

Разумеется, поиск ответов на вопрос о том, кто нарушает закон, почему, какие условия способствуют росту числа нарушителей, не отменяет практическую реализацию принципа неотвратимости наказания. Это надежный инструмент самозащиты общества: нарушение закона не должно оставаться без наказания, идет ли речь о тяжком преступлении или об административном проступке. В первом полугодии 2009–го, например, на четыре процента увеличилось число мелких хулиганств (9349 дел). Можно ли снисходительно смотреть на это? Нет, иначе волна уличного хулиганства нас просто накроет. Или возьмите потребительский рынок. С одной стороны, нарушения административного законодательства в области предпринимательской деятельности уменьшились в первом полугодии 2009 года на 15 процентов, с другой – на 59 процентов увеличилось количество фактов продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг с нарушением санитарных правил либо с отсутствием необходимых документов. И это никакими ссылками на трудности кризисного периода оправдать нельзя.

– И надо отдавать себе отчет в том, что негативными последствиями чревата любая острая социальная проблема, которая годами не решается, а значит – усугубляется.

– И в этом смысле мировую юстицию вполне можно назвать своего рода социальным барометром. Причем очень точным, по которому можно объективно оценивать не только, какая социально–экономическая погода на дворе – солнечное благополучие или кризисное ненастье. Судебная статистика позволяет отследить все параметры этой «погоды», выявить тенденции и сделать прогнозы на будущее. А главное – выработать меры, позволяющие если не предотвратить нарастание негативных последствий, то хотя бы минимизировать их, усиливая в то же время динамику позитивных процессов. В том числе и через своевременное принятие грамотных управленческих решений с учетом выявленных «тревожных» моментов в характеристике преступности, положительных сторон и недостатков в работе органов государственной власти и местного самоуправления, а также через распространение положительного опыта.