00:00, 28 июля 2009 года

Ставропольские предприятия банкротятся, пока в край идут федеральные деньги

Потому уж точно не будет единичным приведенный здесь случай, когда ожидание честно заработанного казенного рубля, растянувшееся на год, поставило под угрозу существование небольшого завода по производству бетона в одном из городов­курортов Кавминвод.

Но для начала напомним читателям о том, что на осень прошлого года в Кисловодске было запланировано проведение Госсовета. И несмотря на то, что в итоге на территории Ставрополья он так и не состоялся, работа по подготовке города к столь масштабному мероприятию была проведена немалая. Не вдаваясь в подробности отчетов, заострим внимание на том, что можно заметить и невооруженным глазом. В частности, всего за пару месяцев наконец были приведены в порядок основные автодороги курорта, «лечение» которых до известия о Госсовете долго откладывалось. Для проведения дорожных работ в Кисловодск было «стянуто» немало строителей из соседних регионов. Что из этого вышло, сейчас расскажем.

Эхо Госсовета

Так, июль­август прошлого года стали ударными и для кисловодского небольшого бетонного завода, официально именуемого ООО «Гаспар». Предприятие, вовлеченное в процесс подготовки к приему высокопоставленных гостей, снабжало стройматериалами для установки бордюров, укладки асфальта и оборудования тротуаров города. Участие в «госсоветовских» мероприятиях аукнулось заводу далеко не лучшим образом.

Мало того, что тогда вообще не шло речи о предоплате, так еще в счет серьезных объемов заказа была сбита цена на поставляемый «Гаспаром» бетон. Но даже не это стало причиной последовавших далее бед.

Обязательства по оплате полученного материала адыгейская фирма «Альянс­АС», которая, выступая подрядчиком, выполняла работы и с которой кисловодский завод непосредственно заключил договор поставки, выполнила лишь частично, задолжав в итоге поставщику 750 тысяч рублей. Именно эту сумму (а с набежавшими процентами она уже превысила 800 тысяч) — все же, скажем так, немалую для малого предприятия — «Гаспар» уже который месяц тщетно пытается вернуть. При этом он еще с прошлого лета остался должен поставщикам песка и щебня для бетона, далее как снежный ком навалились долги по налогам, просрочке банковскому кредиту (кстати, практически равному сумме долга) и договорам лизинга... Все это, а еще и пустые счета предприятия в банках говорит лишь о том, что жить ему, возможно, осталось не так долго. Вот­вот кто­нибудь из кредиторов инициирует процедуру банкротства...

По цепочке

Казалось бы, есть договор, неисполнение условий которого должно привести поставщика бетона прямо в суд. Так и случилось, судебные заседания для ООО «Гаспар» уже позади. Нынешней весной Арбитражному суду Республики Адыгея не потребовалось много времени, чтобы подтвердить законность требований завода и обязать «Альянс­АС» выплатить долг и проценты за пользование чужими средствами.

­ Исполнительное производство уже началось, ­ говорит коммерческий директор кисловодского завода Сергей Гаспарянц. ­ Только вот деньги адыгейская фирма нам вряд ли вскоре вернет. За свою работу при подготовке Кисловодска к Госсовету она до сих пор не получила деньги от своего заказчика. А между тем компания за это время также погрязла в долгах, оказавшись на грани банкротства: денег на счетах нет, из техники, которую, возможно, арестуют приставы, остался, по сути, металлолом... Подавать же в суд на генподрядчиков я не могу за неимением прямых взаимоотношений с ними. Это по цепочке должен делать «Альянс­АС»...

Как модно сейчас говорить, главная «фишка» этой истории в следующем. Кисловодскому предпринимателю, уже год ожидающему заработанные деньги, не повезло в том, что он оказался последним звеном непростой цепочки. Дело в том, что для начала в край должны были поступить запланированные на проведение Госсовета средства из федерального бюджета, после их путь лежал через казну Кисловодска, которая, в свою очередь, должна была рассчитаться с генподрядчиком работ ОАО «Кавминавтодор» (Пятигорск). Далее по этой цепочке деньги поступают на счета ростовской фирмы «С­Дон», от нее — в Адыгею ООО «Альянс­АС», которое и должно в конце концов вернуть часть их в Кисловодск — ООО «Гаспар».

Судить о целесообразности такой немаленькой петли, например, между администрацией и заводом одного города, наверное, не нам. Да, существует определенный порядок взаиморасчетов между генподрядчиками, подрядчиками и субподрядчиками, но речь в данном случае, скорее, о сроках...

Сложные взаиморасчеты

Понять же, на каком именно этапе застряли «госсоветовские» финансы, оказалось совсем не просто. В частности, читаем апрельское письмо, поступившее в ООО «Гаспар» из администрации Кавминвод и подписанное ее руководителем В. Вышинским: «сложилась сложная ситуация с обеспечением финансирования объемов выполненных работ и проведением взаиморасчетов между федеральным, краевым и муниципальными уровнями бюджетов. План мероприятий по подготовке к Госсовету был утвержден и согласован на федеральном уровне. Все запланированные мероприятия реализованы. Однако до настоящего времени не все объемы выполненных работ обеспечены финансированием из федерального бюджета». Иными словами: «ждите»...

Отметим также, что в марте этого года было принято распоряжение правительства края о выделении администрации Кисловодска дополнительного бюджетного кредита для завершения расчетов за выполненные работы по подготовке Госсовета. В итоге положение дел по прошествии года таково. По мере поступления кредитных денег из краевой казны бюджет Кисловодска оплатил, что подтверждает соответствующая справка, все выставленные за произведенные работы счета, общая сумма по которым составила чуть более 438 с половиной миллионов рублей.

Генеральный директор ОАО «Кавминавтодор» Юрий Чемьянов в телефонном разговоре с корреспондентом «СП» подчеркнул, что к задержке средств для ООО «Гаспар» отношения не имеет: мол, как только местные власти с ним расплатились в полном объеме, так и он наконец смог не так давно перевести средства следующему звену — ростовской фирме, с которой у его предприятия был заключен прямой договор.

Что ж, дело вроде сдвинулось с мертвой точки, звеньев в цепочке стало ровно вполовину меньше. Тем не менее никаких гарантий, что взаиморасчеты между следующими подрядчиками пройдут быстро, у кисловодского бетонного завода не появилось. И с каждым днем пока его долги неуклонно растут. И не факт, что и по получении долгожданных денег он сможет по ним рассчитаться.

*******

«Подумаешь, ­ скажет кто­то, ­ подвела предпринимателя нерасторопность да недальновидность, нужно было изначально просчитывать возможные варианты и думать, как бы не остаться во всей этой истории с носом»... Не стану отрицать, есть и здесь доля справедливости, только, согласитесь, остается и другая сторона медали. Государство с рыночной экономикой все же должно начинать жить по рыночным законам, в числе которых и этот: «купил — заплати». Тем не менее, несмотря на внешнюю свободу, бизнес у нас остается зверем, загнанным в клетку, которому диктуют его действия, а потом еще и вынуждают «выбивать» положенное вознаграждение или мучительно ждать, пока все шестеренки в громоздкой машине правильно провернутся...

«Лабиринт для денег»
Газета «Ставропольская правда»
28 июля 2009 года