00:00, 22 июля 2009 года

Олег Сидоренко о розничной торговле Ставрополья в кризисной ситуации

- Олег Петрович, что, по вашему мнению, представляет собой розничная торговля Ставрополья в кризисной ситуации?

– В 2008 году оборот розничной торговли в крае составил 203,6 млрд. руб. Продовольственных товаров продано на 87,6 млрд.руб. и непродовольственных на 115,9 млрд.руб. Обороты впечатляют, не правда ли? Однако среднестатистические цифры – вещь лукавая. Покупательная способность граждан разная, а статистика ее усредняет: скажем, некто в 2008 году приобрел автомобиль за 1,5 млн. руб., а кто–то прожил год на социальную пенсию. И все же нам придется оперировать усредненными показателями, а они таковы: на каждого жителя края было продано товаров на 75,3 тыс. руб., т.е. в месяц среднестатистический гражданин тратил на покупки 6275 рублей.

Половина розничного торгового оборота в прошлом году приходилась на столицу края – 104,1 млрд. руб. Продовольственных и непродовольственных товаров было продано соответственно на 50,3 и 53,8 млрд. руб., т.е. примерно поровну. Еще один очень важный показатель 2008 года: среднегодовые товарные запасы на предприятиях розничной торговли Ставрополя составляли 2,5 млрд. руб. Эти цифры определяют потенциальную кредитоемкость розничной торговли.

Есть интересное дополнение: по данным РБК daily на 12 мая 2009 года, лидерами по вводу новых торговых площадей в России стали Москва (26,7 тыс. кв. м) и Ставрополь (3,7 тыс. кв. м)... Отдел организации торговли и бытового обслуживания населения администрации города эти темпы явно не устраивают. В его отчете сказано: «за первый квартал 2009 года темпы развития инфраструктуры отрасли остаются невысокими, прирост торговой сети за этот период составил 3 розничных предприятия». Да, это так, но одно из трех – это предприятие торговой фирмы «О Кей» на ул. Доваторцев. Магазинчик–то не маленький! На основе сказанного можно утверждать, что, несмотря на мировой финансовый кризис, продовольственный сегмент торговли продолжает расширяться как за счет сетевых ритейлеров, так и за счет магазинов фирменной торговли. Отрадно, что в этом процессе увеличилась доля «своих», ставропольских.

Финансовые трудности, связанные с наступлением кризиса, и конкуренция все же делают свое дело. Совсем недавно были вынуждены свернуть работу супермаркеты «Патэрсон», «Звездный», «Гроссмарт». но на их площадях практически без задержки открылись новые супермаркеты нашей краевой торговой сети «Семья». Это радует. Вообще торговые площади на «проходных» местах недолго остаются без новых арендаторов, кроме того, торговля города постоянно прирастает маленькими магазинчиками, располагающимися на первых этажах жилых домов, это уже даже не «шаговая доступность», а полушаговая.

Конечно, обороты торговли в этом году по сравнению с прошлым несколько снизились, не берусь озвучить насколько, дождемся официальных данных. Однако катастрофы явно не случилось. А значит, у людей есть деньги, а в казне налоги. Жизнь продолжается.

– Росстат, изучив потребительскую корзину за четыре месяца текущего года, сообщил, что продукты в России дорожают в десять раз быстрее, чем в европейских странах. Но можно ли при этом говорить о том, что ставропольские супермаркеты бесконтрольно повышают цены? В связи с этим несколько вопросов. Из чего складывается розничная цена товара в магазине? Как можно регулировать цены на товары? Можно ли договариваться с иногородними сетевиками о реализации местных товаров?

– Продукты в России действительно дорожают, но я не усматриваю в этом какого–либо ценового сговора, да и Федеральная антимонопольная служба отреагировала бы на это мгновенно. Подорожание в большей мере следует за инфляцией и ценами на энергоносители. Во взаимоотношениях с покупателями розничный торговый бизнес находится как бы на передовой. Когда покупатель видит новый ценник на товаре или его не устраивает его качество, все вопросы сразу задаются продавцу. Хотя розничная торговля находится в конце наценочной цепочки, и цена товара зависит не только от плановой прибыли – маржи сетевого ритейлера, которая, кстати, составляет в среднем не более 3%. Цена товара для покупателя складывается из себестоимости изготовления продукта у производителя плюс его плановая прибыль, логистической наценки – стоимости складских услуг и доставки и, собственно, затрат розничной торговли. Наценка розницы, т.е. магазина, будет состоять из затрат на все виды энергоносителей, используемых при хранении и реализации товара, стоимости аренды торговой площади, налогов и сборов, стоимости услуг охраны, заработной платы персонала и других затрат плюс прибыль, величина которой зависит от объемов товарооборота. Чем выше объемы продаж, тем меньше может быть плановая прибыль.

Без пиетета к владельцам магазинов и торговых сетей, только констатируя факт, необходимо отметить, что торговая отрасль России в том виде, в котором мы ее видим сегодня, создавалась исключительно частной инициативой, без участия государства и реально превратилась в важнейшую отрасль экономики. В то же время торговля является самой «зарегулированной» государством отраслью. В настоящее время ею «управляют» около 40 законов и подзаконных актов, а контрольных органов просто не перечесть! К слову, торговля – одна из немногих отраслей, которая платит налогов больше, чем зарабатывает прибыли. Вопрос регулирования цен на товары непосредственно в розничной торговле считаю несерьезным. Никто из продавцов не будет работать себе в убыток, но и задирать цену ему не с руки – покупатель уйдет к конкуренту. А норма прибыли в сетевой торговле, как я уже говорил, около 3%.

Очень важно понимать, что торговля не может существовать без оборотных средств, по большей части розница работает на кредитные ресурсы. Затраты на обслуживание кредита – это тоже часть цены товара. А стоимость кредитов и условия их предоставления – это тема отдельного большого разговора.

Иногородним ритейлерам необходимо понимать, что, занимая определенное положение на розничном рынке региона, они должны считаться с интересами региона, понимать его проблемы и решать их в тесном взаимодействии с исполнительной властью. А муниципалитетам необходимо на стадии переговоров о допуске на рынок очередного федерального сетевика решать вопросы защиты интересов как покупателя, так и местного производителя. Не поддерживая местечковый «сепаратизм», имеющий место в одном из соседних регионов, тем не менее считаю, минсельхозу и минпрому СК стоит подготовить и направить ассортиментный перечень продукции ставропольских предприятий на рассмотрение сетевикам и начать трудный разговор о реализации продукции местных производителей через федеральные торговые сети.

Важным шагом к пониманию проблем малого бизнеса считаю законодательную инициативу ряда депутатов Государственной Думы РФ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно–кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Закон, уже подписанный президентом страны, предусматривает освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от обязанности применения контрольно–кассовой техники. Действительно, вменение данной категории налогоплательщиков обязанностей, не имеющих практического содержания, можно расценивать как дополнительные барьеры для организации собственного дела и развития бизнеса. И голос предпринимательского сообщества наконец услышан. Важно, что для соблюдения интересов потребителя закон оставляет за бизнесом обязанность выдавать покупателю документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующие товары (работы, услуги).

Исполнительной власти надо учиться работать с бизнесом, в том числе с торговлей, надо не только контролировать, но и помогать. Можно идти по пути реализации властных полномочий, но можно наладить взаимовыгодное сотрудничество и получить более высокие результаты. Выбор всегда есть, важно иметь взаимное стремление к диалогу.

«И контролировать, и помогать»
Газета «Ставропольская правда»
22 июля 2009 года