00:00, 21 июля 2009 года

Народный музей в Сухой Буйволе собирает местных жителей и гостей

А начиналась его история еще в далеких 60­х годах прошлого века, когда школьный учитель Иван Кибенко загорелся идеей восстановить историю села. Не одну общую тетрадку пришлось исписать ему и его коллегам Павлу Гребенчуку, Георгию Ходакову и Раисе Шинкаренко во время встреч со старожилами, не один десяток километров протопать по сельским улочкам, прежде чем появилась эта бесценная рукопись. Кто­то вместе с рассказами дарил исследователям старинные фотографии и документы, кто­то горестно разводил руками: «Вот соха, которой еще мой дед пахал – теперь трактор в моде, а соху списали. Молодежь уж и не знает, как раньше на земле трудились».

Со временем стеклянные банки пришли на смену глиняным кринкам – и те также стали лишь устаревшим предметом крестьянского быта. Керогазы, самовары и утюги на углях тоже постепенно перекочевывали из горниц на чердаки, и все это добро народ не спешил выбрасывать, понимая, что это частичка не просто их жизни, это – история. Имущество с чердаков пригодилось в 90­х годах, когда сельские энтузиасты все же созрели для создания музея крестьянского быта. Расходы на его строительство, как тогда было принято, взяло на себя местное сельхозпредприятие «Заря». Колхозный архитектор Николай Ильинов изготовил проект, а бывший глава сельской администрации, тогда уже пенсионер Иван Леденев собственноручно сделал росписи на стенах.

А потом пришли непростые времена. Колхоз поменял свой статус, и музейная жизнь затихла. Наверное, и не возродилась бы она никогда, если бы не Александр Теньков – кстати, самый молодой сельский глава в крае. Удивительно, но в двадцать с небольшим у него хватило мудрости вернуть к жизни плоды труда его бывших учителей. Выкупив за небольшие деньги здание музея у нового собственника, глава нашел способ привлечь средства на его реставрацию, и пять лет назад состоялся второй этап возрождения музея. На открытие люди шли не с пустыми руками: кто с иконкой, кто с монеткой, кто со старинным вышитым рушником – и зал постепенно заполнялся экспонатами.

­ А сейчас вот стало тесно, ­ смеется Александр Теньков, ­ и мы вновь решились на реконструкцию, оборудовали открытую площадку.

На этой площадке – бесценное богатство: каменное корыто XVIII века, жернова с мельницы, каток для размалывания зерна – если бы не бетон, можно было бы подумать, что это поместье крепкого кулака начала прошлого века.

­ Подарки от жителей Сухой Буйволы продолжают поступать, ­ говорит директор муниципального народного музея Людмила Сотникова, ­ так, недавно Таисия Шеина отдала нам кровать, которой более 130 лет. Она прекрасно сохранилась, и это теперь один из самых живописных наших экспонатов.

В горнице­музее по­домашнему уютно, на скамьях, на полу – домотканые половички, на которые даже ступать боязно, все­таки они уже принадлежат истории.

­ Бабушки нас снабжают этим рукоделием постоянно, ­ успокаивает Людмила Николаевна, ­ мы разрешаем посетителям и на лавочке посидеть, и ухватом чугунок в печь поставить – у молодежи это вызывает сначала неописуемый восторг, а потом и интерес к истории родного села и края.

И интерес этот, надо сказать, не праздный. К примеру, школьники вместе с учителем географии Валентиной Теньковой собрали коллекцию пород, из которых состоит балка местной реки. А еще работавшие здесь археологи подарили музею фотографии предметов, найденных при раскопках, и даже кое­что из этих находок. Местные школьники активно участвуют в конкурсах научных работ не только краевого уровня – к примеру, Наталья Сотникова довольно успешно представляла свой доклад по археологии на Всероссийских краеведческих чтениях в Москве.

А для местных зрителей и слушателей весьма интересны работы в области диалектов коренных жителей Сухой Буйволы, их традиции и обряды. Проводятся различные викторины, познавательные встречи, конкурсы. Директор музея поделилась своими планами:

­ Для детей собираемся проводить экскурсии в форме сказочных инсценировок, так что музей станет еще и маленьким театром.

Сейчас у Людмилы Сотниковой очень ответственный период работы: она выполняет опись фонда: на учет нужно поставить более 3000 музейных экспонатов. А там и за сказку примется…

«Сказка впереди»
Газета «Ставропольская правда»
21 июля 2009 года