00:00, 21 июля 2009 года

Евгений Гонтмахер: дна кризиса Россия еще не достигла

Основной темой разговора стали прогнозируемые последствия кризиса для нашей страны. Ждать ли нам ухудшения ситуации или все же уже забрезжил свет в конце тоннеля? На этот счет Е. Гонтмахер уже неоднократно высказывался в федеральных изданиях: по его мнению, разразившийся мировой кризис дает России реальный шанс «сделать новую экономику».

­ Буквально в конце прошлой недели появился прогноз Мин­экономразвития РФ о том, что будет происходить с нашей экономикой до 2012 года. У меня двоякое чувство, ­ подчеркнул в ходе пресс­конференции ученый. ­ В 2012 году объем нашей экономики будет меньше, чем в докризисный период. То есть, с точки зрения экономических показателей, это действительно плохо. Ведь сейчас не 1998 год, когда кризис носил характер буквы V. Тогда мы быстро упали и сразу отжались. Ныне кризис начинает напоминать, скорее, букву L. Мы падаем и, видимо, дна еще не достигли, а впереди долгий путь по горизонтали — так называемая рецессия. По сути, это как таковое отсутствие промышленного роста и роста ВВП, достаточно высокая безработица. Кроме того, вряд ли будут множиться наши доходы, а региональный и федеральный бюджеты будут пополняться очень слабо, что в первую очередь отразится на образовании, здравоохранении...

Однако если уж говорить с научных позиций, то, по мнению Гонтмахера, положительные эмоции нужно связывать с возможным появлением в России современной экономики. За предыдущие годы, по его замечанию, она по большому счету стала примитивной: доля сырья в российском экспорте неуклонно повышалась, тогда как закупать за границей страна стала даже самое элементарное.

­ Я всегда поражаюсь, когда в овощной будке рядом со своим домом покупаю, например, израильскую морковку или китайский чеснок. А ведь казалось бы, в России это тоже растет, ­ говорит Е. Гонтмахер. ­ Зайдите в хозяйственный магазин, там практически все, начиная с прищепок, китайско­вьетнамского производства. За последние годы мы законсервировали нашу экономику в самом плохом состоянии, какое только возможно. Потому грядущие тяжелые годы можно потратить на то, чтобы фактически ее заменить.

Вот только от кого зависит, станет ли Россия продвинутой страной или окажется на «обочине» мирового сообщества, оставшись лишь источником дешевого сырья? Рывок, отвечает Гонтмахер, зависит в первую очередь от частной инициативы: инновационную экономику государство не в силах построить по определению. Однако оно может и в идеале должно воспользоваться тяжелым моментом и как минимум отпустить бизнес на свободу. То есть рассматривать его наконец как равноценного партнера, а не зверя в клетке, которому можно давать указания, не налаживая диалог. Нужно, как минимум, ликвидировать административные барьеры, снизить количество проверок, тогда очень многие люди смогут себя достойно обеспечивать. В противном случае тот кризис управления, который переживает страна сегодня, по мнению эксперта, выльется в самые безрадостные перспективы, и в лучшем случае Россию ждет уровень развития... Египта.

Теперь о некоторых частностях. Так, вопрос корреспондента «СП» Е. Гонтмахеру касался бюджетных прогнозов. Получилось так, что на данном этапе дотационным регионам, коим и является Ставрополье, несколько легче: основное бремя по социальным расходам несет федеральный центр, однако можно ли ожидать, что в ближайшем будущем и государственной казне придется экономить на социалке, что по цепочке может «потопить» бюджеты слабых регионов?

­ Уже известно, что в следующем году не будет индексации зарплат бюджетникам и госслужащим, ­ ответил Е. Гонтмахер. ­ Я думаю, что наряду с этим вряд ли будут возводиться новые школы, больницы, поликлиники. Боюсь, что кое­где в регионах могут обрезать льготы, допустим, на оплату жилья или проезд на общественном транспорте. Причем подобные негативные эффекты проявятся, возможно, уже в конце этого года, так как доходы федерального и региональных бюджетов собираются крайне плохо. Потому отмечу, что конец этого года именно для дотационных регионов может быть достаточно сложным...

Интересовались также журналисты масштабами безработицы в стране. Возможны ли новые всплески увольнений? Как считает Е. Гонтмахер, первая волна была в конце прошлого года потому, что кризис грянул внезапно и многие больше от испуга инициировали увольнения офисных работников тех сфер, которые больше всего пострадали. Это металлургия, машиностроение, банковская сфера и т.д. Сейчас заметных волн уже нет.

­ Говорить по примеру наших руководителей, что пик по безработице мы прошли, я не хочу, ­ подчеркивает Е. Гонтмахер. ­ Летом всегда немного лучше, рынок труда обычно менее активен. Осенью, вполне возможно, ситуация станет иной. Экономическому положению многих предприятий пока не от чего улучшаться. И работодателям надо будет задуматься об экономии на издержках. Потому с сентября можно прогнозировать небольшой рост увольнений – уровень безработицы в стране будет увеличиваться, но именно постепенно, без особых пертурбаций. И тут есть серьезная опасность: длинный и стабильный рост безработицы означает, что она становится застойной. А у людей, которые не могут получить работу несколько месяцев, как известно, начинаются уже психологические и профессиональные проблемы. Они начинают нервничать, а вместе с тем постепенно теряют и квалификацию...

И напоследок о сроках: не так давно лидеры «Большой восьмерки» на одной из встреч заявили, что самая острая фаза кризиса прошла. Тем не менее Е. Гонтмахер уверен, что у России с ее комплексом проблем второе дыхание еще не открылось:

­ К сожалению, масса и объем задач, которые стоят перед страной, очень большие, и рассчитывать, что мы через два­три года восстановимся, не стоит. Думаю, потребуется лет пять­десять для того, чтобы мы могли, оглянувшись назад, сказать: «Да, вот мы сейчас проскочили этот опасный момент и перед нами понятное и устойчивое будущее».

««L»­образный кризис»
Газета «Ставропольская правда»
21 июля 2009 года