00:00, 14 июля 2009 года

Евгений Семеняко: Наша профессия ­ служение людям

- Евгений Васильевич, а что такое Федеральная палата адвокатов ­ профсоюз, клуб по интересам, корпорация?

­ Не думал, что журналистов может интересовать такая почти теоретическая проблема, которая, впрочем, имеет вполне конкретное и прикладное значение. Наша организация создана в соответствии с федеральным законом более шести лет назад и сейчас объединяет всех адвокатов Российской Федерации, а их около 65 тысяч, и работают они во всех субъектах РФ. Так что это очень большая организация или корпорация, если хотите, которая действует на принципах самоуправления, корпоративности, и действует независимо от государства.

­ Эдакое своеобразное государство в государстве получается?

­ Я не стал бы так ставить вопрос. И не нужно независимость понимать так буквально. Государство имеет свои цели и задачи, адвокатура ­ свои. Адвокат действует независимо от государства, но на основе тех законов, которые государство принимает.

­ А зачем адвокатуре независимость?

­ Это же очевидно. Только действуя как независимый советник по правовым вопросам, адвокат может выполнить те задачи, то назначение, которое он имеет в государстве и обществе как представитель общества, контролирующий законность применения права. Ведь адвокат первым приходит на помощь человеку, попавшему в беду.

­ А желающие ограничить адвокатскую независимость есть?

­ Есть, конечно, они были и будут во все времена. В последнее время предпринимались, скажем так, назойливые попытки внести изменения в Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», якобы улучшающие этот правовой акт. Цель известна: полностью подчинить адвокатуру государству, лишить ее главного ­ статуса независимой организации. Не получилось. Адвокатура уже давно умеет отстаивать интересы своих доверителей. А благодаря созданию Федеральной палаты и органов адвокатского самоуправления учится понемножку и сегодня уже частично овладела наукой защиты профессиональных интересов адвокатов.

­ А почему надо их защищать?

­ Конечно же, не ради самих адвокатов. Чем более независим адвокат, чем более у него реальный и значимый статус, тем более защищен его доверитель. Тот самый российский гражданин, о благоденствии которого печется и государство, и общество.

­ То есть ­ и об этом говорилось на последнем Всероссийском съезде адвокатов ­ адвокатура стала институтом гражданского общества...

­ Убежден, что да. Ведь ни для кого не секрет и не тайна, что с построением полноценного гражданского общества в России есть определенные проблемы. Но адвокатура именно та структура, которая, бесспорно, имеет отношение к такому обществу. И в последнее время она все более активно взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти.

­ Можете ли вы привести примеры такого взаимодействия?

­ А почему бы и нет? Разве нельзя считать примером организацию работы адвокатов по оказанию бесплатной помощи? Или другое. Когда был принят закон «О защите конкуренции», в нем первоначально адвокатура, с подачи некоторых чиновников, была определена как обычная коммерческая структура, с которой надо было получить как можно больше за те помещения, которые она арендует. Федеральная палата, конечно, не могла мириться с таким подходом и попыталась довести до сведения депутатов, администрации президента, что адвокатская деятельность ­ по закону ­ не является ни предпринимательской, ни коммерческой. И нас услышали. Соответствующие поправки в закон внесены.

­ Вернемся к делам внутри сообщества. Много говорят и пишут о специальной программе ФПА по обучению региональных адвокатов. А чему их учат?

­ Адвокатов прежде всего учат профессии. Это только на первый взгляд кажется, что любой юрист, получив диплом, может одновременно и быстро стать адвокатом. Нет. Это все­таки отдельная профессия в юриспруденции. Более того, я убежден, что в адвокатуре требуются не только профессиональные знания, не только определенные морально­этические свойства и качества. Нужны и другие свойства характера. Может быть, я слишком романтически отношусь к своей профессии, но не может стать настоящим профессионалом человек, который равнодушен к произволу, который не обладает достаточным гражданским мужеством, чтобы противостоять потоку неоправданной несправедливости, который порой обрушивается на человека. Здесь без бойцовских качеств не обойтись. И понимать нашу профессию нужно как некое служение. Служение людям.