00:00, 17 июня 2009 года

Требования сотрудников ГАИ не всегда законны

Любой автолюбитель со стажем (да и без него) может рассказать массу занимательных, неприятных и вызывающих откровенное недоумение историй, связанных со встречами с сотрудниками ГАИ. Не ставя целью мазать всех сотрудников госавтоинспекции одинаковой черной краской подавляющее большинство из них – люди разумные и справедливые, тем не менее хочу отметить, что порой встречаются среди них живущие по принципу: «на свете существуют два мнения: одно – мое, другое – неправильное».

Коса на камень

Именно с таким стражем правопорядка свела судьба жителя Ставрополя Вячеслава Свыся на 291–м километре федеральной дороги «Кавказ».

– 10 апреля этого года я на своей автомашине ВАЗ–2113 вместе с другом ехал по делам через Курсавку, – рассказывает Вячеслав. – Около половины пятого вечера на стационарном посту меня «тормознули» сотрудники милиции. Как водится, попросили на проверку документы. Затем один из них, изучив мои корочки, весьма грубо приказал: «А ну–ка, открыл капот!».

То ли тон блюстителя порядка, назовем его, к примеру, капитаном Бейбутовым, объявившего, что он намерен сверить номера узлов и агрегатов «жигуленка», не понравился Вячеславу, то ли само распоряжение водитель посчитал необоснованным, но выполнять требование инспектора он отказался – мол, предъявите документ, согласно которому я должен открыть капот. «Государевой бумажки», подтверждающей законность притязаний, у сотрудника ГАИ не оказалось, и, он «на пальцах» стал объяснять автовладельцу, что капот он открыть должен – раз милиция требует, значит, обязан. Но не тут–то было. Вячеслав стоял на своем: дескать, открывать не буду – не умею и не хочу. А коли вам надо, вот вам ключи от авто, сами открывайте.

И началось: слова «открывайте!» – «не открою!» носились, как шарики пинг–понга, над трассой. Первым сдался страж порядка: через несколько часов (!) перебранки стал останавливать проезжавшие мимо машины и в присутствии их водителей требовал Вячеслава открыть капот. После очередного отказа обвинил Свыся в совершении административного правонарушения – неповиновении законному требованию сотрудника милиции, воспрепятствованию исполнению служебных обязанностей – и составил протокол. Однако, видимо, понимая, что возбуждать «административку» у него, как у инспектора ДПС, права нет, капитан «для подстраховки» доставил Вячеслава в Андроповский РОВД.

– В РОВД в отношении меня составили протокол о задержании, – вспоминает Свысь, – впрочем, копию документа мне не выдавали. Но так как общественной опасности я не представлял, то около полуночи меня, предварительно взяв расписку, что явлюсь в суд по первому требованию, отпустили. Вся эта свистопляска длилась почти семь часов, но так никто из стражей порядка под капот моей машины и не заглянул... Видимо, маркировочные данные никого и не интересовали, главное – продемонстрировать власть.

Участвовать не обязан

Как водится, через положенное время дело «о неповиновении» оказалось в мировом суде, где сама формулировка обвинения вызвала недоумение – в чем оно выразилось, то самое воспрепятствование законным требованиям?

Проще говоря, если бы Вячеслав Свысь хватал гаишников за руки или бросался грудью на капот, не давая его открыть – тогда да, факт неповиновения и препятствования исполнению служебных обязанностей был бы налицо. Однако в протоколе подобных «телодвижений» не зафиксировано. Памятуя же о том, что Свысь был не против того, чтобы сотрудник ГАИ сам проводил сверку маркировки агрегатов и никоим образом не мешал ему, события правонарушения суд не установил. Кроме того, проведение сверки номеров агрегатов и узлов выполняется в случае, если остановленный автомобиль по каким–то приметам (цвет, марка и т. д.) схож с автомобилем, находящимся в розыске: угнанным, похищенным, «замешанным» в преступлении или скрывшимся с места ДТП. Однако ни в рапортах сотрудников ГИБДД, ни в других материалах дела, как установил суд, нет доказательств, что ВАЗ–2113 Свыся показался стражам дорог «подозрительным».

Ну а что касается нежелания собственноручно открывать капот, то закон не обязывает водителя или собственника авто это делать. Более того, в Наставлениях по работе дорожно–патрульной службы ГИБДД МВД РФ указывается, что инспекторы для проведения сверки номеров агрегатов и узлов могут предложить водителям выйти из транспортного средства, чтобы поприсутствовать при процедуре сверки. Но никак не требовать участия (например, в виде открывания капота) в этом процессе. О чем капитан Бейбутов то ли не подозревал, то ли, долго не перечитывая Наставления, забыл. Так что, не найдя в действиях автолюбителя события административного правонарушения, мировой судья производство по делу прекратил, и Вячеслав Свысь отныне чист перед законом. И живет с полным сознанием собственной правоты.

P.S. Кстати, полезная и любопытная вещь эти Наставления – перечитывать их время от времени не мешало бы не только инспекторам ГИБДД, но и автолюбителям. Чтобы знать, что можно, а что нельзя, чего вправе от вас требовать стражи порядка, а чего нет. Капот там открыть, спеть или цыганочку сплясать...

Ульяна УЛЬЯШИНА
«МентОлитет»
Газета «Ставропольская правда»
17 июня 2009 года