00:00, 6 июня 2009 года

Театр для двадцати пяти зрителей есть в Старомарьевке

Программки отпечатаны на принтере, а театр находится в доме его художественного руководителя и главного режиссера, заслуженного работника культуры РФ Михаила Литвинова. Это просто комната, поделенная занавесом на две половины. На одной стоят длинные скамейки ­ как раз на 25 зрителей, на другой ­ сцена, то есть просто квадратов десять деревянного пола. Расстояние между актерами и зрителями ­ метра полтора. Есть еще два театральных софита для освещения действа. Все.

Между тем в этой комнате сыграно уже 640 спектаклей, которые посмотрели более 13 тысяч зрителей. В репертуаре театра пушкинские «Маленькие трагедии» и чеховский «Медведь», инсценировки по Михаилу Шолохову, Василию Шукшину, Валентину Распутину. «Оптимисты» становились лауреатами всероссийских театральных фестивалей, были героями телесюжетов почти всех федеральных каналов. Но первой о них рассказала «Ставропольская правда» почти десять лет назад. О том, как руководитель детской драматической студии Ставропольского дворца эстетического воспитания школьников Михаил Литвинов волей судьбы создал театр у себя дома в селе Старомарьевка. Судьба заключалась в том, что Михаил Данилович заболел, стали подводить ноги. А жить без сцены он не мог. Тогда и появился в одной из комнат театральный занавес, а в дом зачастили местные школьники, молодые учителя, да и кое­кто из ставропольских бывших студийцев приезжал на репетиции.

Я помню первую премьеру ­ по «Маленьким трагедиям». Юные артисты на удивление хорошо владели пушкинским стихом, а выделялся из всех студент Андрей Белозеров в роли Дон Гуана, явно одаренный, не по­самодеятельному органичный в условиях, когда зрители — вот они, рядом, и любая фальшь и неточность будут видны. Уже тогда было понятно, что Литвинов ­ театральный педагог от Бога и некоторым его питомцам прямая дорога на профессиональную сцену.

Что, собственно, и произошло. На днях «Оптимисты» праздновали первый юбилей — десятилетие своей студии. Михаилу Даниловичу то и дело с поздравлениями звонили бывшие студийцы, теперь студенты московских и питерских театральных вузов, университетов культуры разных городов.

В честь юбилея показали «Живи и помни» Распутина. Юная студентка СГУ Марианна Мамонтова вместе с повзрослевшим Андреем Белозеровым, ныне профессиональным артистом, играли Настену и Андрея Гуськовых (на снимках), которых война поставила перед жестоким, нечеловеческим выбором между любовью и долгом. Они играли любовь и ненависть на расстоянии вытянутой руки ­ и так, как будто нас не было в этом импровизированном зальчике. Боюсь высокопарных слов, но повеяло почти древнегреческой трагедией... Сам Литвинов читал текст от автора, так пронзительно звучащие сейчас распутинские строки о том, что если человек не вместе со своим народом, то ждут его позор и беды. Невольно подумалось: неужели у современного нашего искусства судьба теперь такая ­ гламур и пустота, а истинные, глубокие переживания возможны лишь на сцене маленького домашнего театра?

После спектакля состоялась собственно юбилейная часть. Поздравляли и театр­студию, и художественного руководителя, у которого к тому же был день рождения. Председатель краевого отделения Союза театральных деятелей РФ, заслуженный артист России Владимир Аллахвердов вручил ему диплом президентского стипендиата. Приехал бывший одноклассник Литвинова и большой друг театра «Оптимисты» начальник управления судебного департамента при Верховном суде РФ в Ставропольском крае Виктор Алексенцев с добрыми словами и подарками. Читал юбилейные эпиграммы главный режиссер краевого театра кукол Григорий Гольдман. (Это он, между прочим, регулярно отпускает своего актера Белозерова на репетиции в Старомарьевку). Михаила Литвинова и его артистов поздравляли от министерства культуры СК, от районной и сельской администраций, от местного казачества, родителей студийцев. И от «Ставрополки» само собой.

«Театр для двадцати пяти»
Газета «Ставропольская правда»
6 июня 2009 года