00:00, 13 мая 2009 года

Внеплановые проверки предприятий должны согласовываться с прокуратурой

Этого требует принятый в конце прошлого года Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», призванный устранить излишнее административное давление на предпринимателей. Именно для этого в прокуратурах субъектов РФ созданы отделы по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле. О том, как «государево око» отныне будет блюсти интересы российского предпринимательства, корреспонденту «СП» рассказал начальник такого отдела при краевой прокуратуре Вячеслав Кострицкий.

– Вячеслав Анатольевич, по каким правилам отныне должны «играть» контролирующие деятельность бизнеса органы?

– Закон гласит, что плановый контроль проверяющим разрешается проводить не чаще одного раза в три года. А на внеплановые выездные проверки, в конкретных случаях, определённых законом, отныне требуется согласие прокуратуры. Да и инициировать их проведение можно лишь в том случае, если у контролеров имеются сведения о причинении деятельностью предпринимателя вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства либо о возникновении угрозы причинения такого вреда. При этом анонимные заявления не считаются основанием для проведения внеплановой проверки.

– А какие полномочия теперь имеет прокуратура в сфере регулирования проведения проверок?

– На наш отдел возложены функции по формированию ежегодного сводного плана проведения органами государственного и муниципального контроля плановых проверок и согласованию внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. В прокуратурах городов, районов и межрайонных прокуратурах эти полномочия возложены на конкретных должностных лиц. Причем решение о согласовании проведения проверки либо отказ в таком согласовании прокуратура должна принять в течение двух суток с момента поступления обращения от контролирующей организации и документов, послуживших основанием для инициирования ее проведения.

– Какой документ должны продемонстрировать проверяющие, чтобы доказать легитимность своего внепланового визита на предприятие?

– Приказом Генерального прокурора России утверждены единые формы процессуальных решений о согласовании и об отказе в согласовании проведения внеплановых выездных проверок — только с таким документом, дающим прокурорское «добро», контролирующие организации могут «навещать» предпринимателей. Однако в законе определены и случаи, допускающие проведение экстренных проверок: например, причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении данных мероприятий в течение двадцати четырех часов. Тогда решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки принимается соответствующим прокурором либо его заместителем в день поступления указанных документов.

– Какое наказание ждет контролеров, заявившихся на предприятие, так сказать, «по–партизански»?

– Это меры дисциплинарного воздействия либо привлечение к уголовной ответственности, если противоправное действие (бездействие) повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход) на основании решения суда.

– А куда можно пожаловаться предпринимателю, если к нему придут такие контролеры ?

– Можно подать жалобу в вышестоящий орган контроля, в органы прокуратуры или отстаивать свои права в судебном порядке.

– Не получится ли так, что, пользуясь нововведениями, предприниматели станут противиться проверкам вообще?

– Нет, поскольку законом также определены обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В частности, ответственность за необоснованное воспрепятствование проведению проверок, уклонение от их проведения, неисполнение в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

– Как известно, многие российские законы грешат тем, что в них существуют «белые пятна» и «дыры», дающие возможность трактовать их по своему усмотрению. Насколько совершенен нынешний закон о защите бизнеса?

– Да, и в его применении, к сожалению, есть проблемы. Связаны они прежде всего с дублированием в ряде случаев функций органов государственного контроля федерального и краевого уровней, отсутствием у контролирующих органов доступа к полным данным Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к иным базам данных, содержащих сведения о категории субъекта предпринимательства, отсутствием до настоящего времени типовой формы заявления о согласовании органом контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки. Закон также в ряде случаев не учитывает специфики осуществления полномочий отдельными органами государственного контроля, связанной, например, со структурой их внутренней деятельности, отсутствием у них территориальных подразделений, исполнения ими обязанностей в соответствии с компетенцией, определённой Кодексом РФ об административных правонарушениях. Но все вышеизложенное свидетельствует о необходимости постоянного обсуждения хода реализации закона, по результатам которого нужно вырабатывать конкретные предложения по совершенствованию законодательства.

«Барьерный противовес»
Газета «Ставропольская правда»
13 мая 2009 года