00:00, 30 апреля 2009 года

Стратегия развития физической культуры и спорта Ставропольского края до 2020 года

Стратегической целью Правительства края в сфере физической культуры и спорта является создание условий, ориентирующих население края на здоровый образ жизни, в том числе: активизация процессов выработки у всех категорий населения края потребности к занятиям физической культурой, спортом и туризмом, удовлетворение спроса населения на платные физкультурно–спортивные услуги, повышение уровня организации работы в спорте высших достижений, укрепление материально–спортивной базы за счет модернизации имеющихся и создания новых спортивных объектов, улучшение условий и охраны труда в сфере физической культуры, спорта и туризма, организации подбора, расстановки и повышения квалификации физкультурно–спортивных кадров, повышения эффективности социальной поддержки спортсменов и физкультурно–спортивных работников, совершенствование информационно–пропагандистского обеспечения отрасли, врачебного контроля за занимающимися, создание условий для вовлечения людей с ограниченными возможностями в занятия физической культурой, спортом и туризмом, достижение к 2020 году основных показателей развития физической культуры, спорта и туризма выше среднего уровня по Российской Федерации.

Достижение этих целей означает качественно новую систему организации физической культуры и спорта.

Стратегический анализ показывает сильные и слабые стороны развития физической культуры и спорта в крае.

Выгодное географическое положение края способствует организации и проведению многочисленных спортивных мероприятий не только ЮФО, но и России. К этому следует добавить и климатические условия, позволяющие большую часть года заниматься на открытом воздухе, осуществлять подготовку сборных команд не только края, но и России. Немалую роль играют и экологически чистые продукты. Сильной стороной является и тот факт, что Российские спортивные организации, в том числе Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, Олимпийский комитет России, Российские Федерации всегда проявляли и продолжают проявлять интерес в проведении качественных спортивных мероприятий, особенно при подготовке к международным соревнованиям по таким видам спорта, как легкая атлетика, игровые виды спорта, спортивные единоборства. За последние 30 лет спортсмены страны, которые готовились к Олимпийским играм в городах Кавминвод, завоевали более 70 золотых медалей. Здесь немалую лепту в достижения спортсменов вносят курортные учреждения, способствующие лечению и восстановлению спортсменов.

В крае довольно широко развита сеть детских спортивных школ и клубов. Сегодня их – свыше 80 (десять лет назад было 60).

Вместе с тем медленно улучшаются условия для вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом, особенно по месту жительства.

В 2/3 районов края не созданы уполномоченные органы муниципальной власти в области физической культуры и спорта.

Развитие туризма сдерживается отсутствием во многих городах и районах края туристических клубов, которые могли бы способствовать повышению объема внутреннего туризма, особенно для сельских жителей края.

Слабой стороной отрасли является отсутствие в большинстве территорий края муниципальных целевых программ развития физической культуры и спорта, край заметно уступает соседям по обеспеченности материально–спортивной базой, в большинстве видов спорта отсутствуют необходимые условия для качественной подготовки к российским и международным соревнованиям.

Отсутствие современных спортивных сооружений не позволяет проводить в крае российские и международные соревнования, что является одной из причин недостаточного роста межрегиональных спортивных связей.

Перечисленные слабые стороны являются серьезной угрозой отрасли физической культуры и спорта.

Основные принципы стратегии:

- доступность занятий физической культурой, спортом и туризмом для всех категорий и групп населения;

- взаимодействие органов исполнительной и законодательной власти всех уровней и общественных спортивных организаций в вопросах развития физической культуры и спорта.

Направления деятельности в развитии физической культуры и спорта в крае:

- формирование у населения понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и повышения уровня знаний в этой сфере;

- развитие системы массовой физической культуры и спорта, включающую в себя развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение количества спортивных сооружений;

- развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание новых детских спортивных школ, спортивных клубов, спортивных секций и команд для детей и взрослых;

- осуществление комплекса мер по материально–техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, создание информационного банка и реестра спортивных сооружений;

- переход на новую систему оплаты труда в сфере физической культуры и спорта;

- нормативно–правовое обеспечение предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта за счет бюджетных средств негосударственными организациями;

- формирование постоянно действующей информационно–пропа–гандистской и просветительно–образовательной системы, способствующей вовлечению населения в активные занятия физической культурой и спортом и формированию здорового образа жизни, особенно детей, подростков и молодежи;

=совершенствование системы управления и организации физической культуры и спорта, разработка новых организационно–управленческих решений, направленных на создание эффективной системы физкультурно–оздоровительной и спортивно–массовой работы среди населения края;

- совершенствование управления внешкольной физкультурой, организацией и проведением различных спортивных мероприятий как между школами, в поселениях, по месту жительства, так и в городах, районах и в крае, решение проблемы работы ДЮСШ и клубов;

- предоставление детям, инвалидам и людям старшего поколения льготных условий для занятий физической культурой и спортом;

- привлечение как для развития массовой физкультуры, так и для спорта высших достижений средств из различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, стимулирование привлечения инвестиций на развитие физической культуры и спорта.

Повышение конкурентоспособности ставропольского спорта на российской и международной аренах:

- модернизация системы подготовки спортивного резерва, научно–педагогических кадров в сфере спорта высших достижений, формирование системы непрерывной подготовки тренерско–преподавательского состава;

- создание и развитие инфраструктуры центров спортивной подготовки по различным видам спорта;

- обеспечение разработки и внедрение новых эффективных физкультурно–спортивных техно–логий, модернизация системы научно–методического и медико–биологического обеспечения сборных команд и ведущих спортсменов края;

- обновление структуры сети образовательных физкультурно–спортивных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

- совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирования тренерско–преподавательского состава;

- принятие мер социальной поддержки и гарантий выдающимся спортсменам Ставропольского края.

Стратегией определены приоритеты и способы обеспечения устойчивого развития физической культуры, спорта и туризма:

- создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно–оздоровительных комплексов до 35% обеспеченности, а также увеличение количества детско–юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства на 30%, создание дополнительно более 20 ДЮСШ;

- осуществление комплекса мер, направленных на улучшение материально–технического оснащения и кадрового обеспечения сферы физической культуры, спорта и туризма;

- осуществление мер по укомплектованию отрасли кадрами с высшим и средним образованием до 98 %;

- внедрение инновационных технологий подготовки спортсменов, включая медицинское обеспечение, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- усиление государственной поддержки спорта высших достижений как важного источника популяризации массового спорта, усовершенствования системы управления подготовкой спортсменов высокого класса.

Особенность первого этапа стратегии – предстоящего четырехлетнего периода – появление в связи с кризисом вызовов устойчивому развитию отрасли физической культуры, спорта и туризма. Это прежде всего может сказаться на привлечении на эти цели внебюджетных средств, сокращении спонсоров, замедлении строительства и реконструкции спортсооружений, содержании и эффективности их использования.

Для этого предстоит трансформировать деятельность физкультурных организаций к проведению физкультурно–спортивной работы по месту жительства, развивать инициативу населения и вырабатывать потребность к использованию физической культуры в организации здорового досуга по месту проживания и в семье.

С ростом количества дошкольных учреждений потребуются дополнительно физкультурные кадры, спортивные сооружения, соответствующие времени, оснащенные современным инвентарем и оборудованием.

Физическая культура и спорт должны занять особое место в комплексе профилактических мероприятий, направленных на сокращение потребления алкоголя, наркотиков и табака.

А для этого предстоит обеспечить качество и доступность физкультурно–спортивных и туристских услуг.

Механизмы, используемые для реализации стратегии:

- совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере физической культуры, спорта и туризма, изменение сложившейся ситуации с помощью программных методов, объединяющих усилия краевых и муниципальных органов управления, производственных структур и бизнес–структур;

- принятие законов «О физической культуре и спорте в Ставропольском крае», «О поддержке детско–юношеского спорта в Ставропольском крае»; краевых, ведомственных и муниципальных целевых комплексных программ развития физической культуры, спорта и туризма на среднесрочный период.

Пути реализации единой политики развития физической культуры, спорта и туризма в крае:

- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации физкультурных кадров;

- совершенствование научного обеспечения спорта, разработка и внедрение инновационных технологий подготовки спортсменов, обеспечивающих их успешное выступление на российских и международных соревнованиях;

- усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;

- укрепление материально–спортивной базы;

- принятие мер по созданию в трудовых коллективах и учебных заведениях спортивных клубов;

- создание условий для организации физкультурно–спортивной и туристской работы по месту жительства населения, совершенствование физического воспитания в семье;

- обеспечение доступности широких масс населения на спортивные сооружения, в том числе лиц с ограниченными физическими возможностями, совершенствования пропаганды здорового образа жизни, повышения роли физической культуры, спорта и туризма в нравственном и физическом воспитании населения.

Основой централизованной подготовки спортивных команд края по различным видам спорта станут краевые центры спортивной подготовки, определяющие необходимое общее количество занятых в подготовке основных и резервных спортивных сборных команд.

Ожидаемые результаты реализации стратегии

В результате реализации мероприятий стратегии прогнозируется к 2020 году увеличение следующих показателей развития физической культуры и спорта:

- количество занимающихся физической культурой и спортом на 60%;

- количество физкультурных кадров на 20%;

- количество спортивных сооружений на 22%;

- количество кандидатов в сборные команды России на 20%;

- количество победителей и призеров официальных международных соревнований на 25%.

Количество средств, выделяемых на физическую культуру и спорт муниципалитетами, увеличится в 3 – 4 раза.

Объем финансирования спортивных школ увеличится до 50%.

Их количество возрастет до 110.

С полной версией стратегии можно ознакомиться на сайте комитета: www.minsport.ru

(Соб. инф.).