00:00, 14 апреля 2009 года

Участница конкурса «Учитель года–2009» Светлана Ермолаева

Нужно нести большие эмоциональные и физические нагрузки – а для чего? Особых материальных благ это не сулит; цену себе такие учителя и сами знают; высшая квалификационная категория, которую присваивают на конкурсе, у них и без того есть. А проиграть (что всегда возможно) в сорок лет болезненнее, чем в двадцать. Я помню краевые туры, на церемонии открытия которых блистали воздушными нарядами и стройными ножками сплошь молоденькие учительницы – руководству школ уговорить их (а где–то и надавить) было проще. Сейчас молодая педагогическая поросль соревнуется в отдельной дебютной группе, а в главную номинацию «Лучший учитель» району нужно выставлять людей солидных. Что, в общем, правильно.

На вопрос, что повлияло на решение участвовать в главном конкурсе российского образования, С. Ермолаева ответила, что более всего хотела в выгодном свете представить родную школу, где работает уже 17 лет и откуда не уволилась, даже переехав с семьей в Ставрополь некоторое время назад. Родители ее учеников, рассказали мне в школе, целый год после этого переезда жили как на пороховой бочке – вдруг уйдет? Но прошло уже пять лет, Светлана Николаевна продолжает ездить на работу в Михайловск, а выпускники ее – поступать на математические, технические и экономические факультеты серьезных ставропольских и столичных вузов...

Хороший преподаватель математики для любого ребенка – счастливый дар судьбы. Именно этот предмет чаще всего становится камнем преткновения, из–за него в школьной жизни проливается больше всего видимых и не видимых миру детских слез. Светлана Николаевна принадлежит к тем редким педагогам, которые могут научить весь класс (пусть в разной мере, поскольку она не Господь Бог) создать для каждого ребенка ситуацию доступного ему успеха. С ее уроков никто не уходит в отчаянии и с обидной мыслью о том, что он неспособный, тупой, а математика придумана для мучения и унижения. Сколько судеб ломает школьное обучение именно таким образом, вызывая в детях эти тяжелые, почти непереносимые мысли и чувства!

Быть хорошим учителем математики, считает Ермолаева, сейчас особенно нелегко. Сетует она, впрочем, не на Единый госэкзамен, как многие ее коллеги, а на обстоятельства, делающие сдачу его столь сложной (по различным прогнозам, получить двойки по математике могут от 23 до 30 процентов российских одиннадцатиклассников). В любой школе, говорит Светлана Николаевна, сегодня много проблемных детей – со слабой памятью, сниженным уровнем концентрации. Вот как будто бы прошли на уроке тему, разобрали по косточкам, а назавтра такое впечатление, что этого не было – всё забыли... Программы перегружены, добро бы высшая математика только в профильных классах, а то ведь и в обычных! Научить ребят работать с тестами не так уж трудно, она делает это начиная с пятого класса. Гораздо сложнее пробудить в них мотивацию к учебе, которая все слабее. Одному учителю (а если шире – только системе образования, без общественной и государственной поддержки) это не под силу. Для своей публичной лекции – конкурсного задания краевого тура – Светлана Ермолаева, когда мы с ней разговаривали, думала выбрать тему «Почему дети не хотят учиться?».

И все же они у нее математику не прогуливают ни в продвинутом профильном информационно–технологическом, ни в обычном, не очень сильном десятом классе. А в традиционный день встречи выпускников под дверью ее кабинета, как сказала директор михайловской СШ № 5 Наталья Романова, стоят толпы бывших учеников.

Что помогает ей сейчас поддержать в детях интерес к учебе и радует по–настоящему – пришедшие в школу высокие технологии, современная компьютерная техника, новые методики. Светлана Николаевна возглавляет школьное методобъединение учителей физики, математики и информатики, является тьютором межшкольного методического центра, где преподаватели района учатся информационным технологиям. Она также методист районного центра дистанционного обучения старшеклассников и руководитель программы «Новое поколение» по работе с одаренными детьми. Дома книжные шкафы ломятся от специальной литературы.

Как при всем том она умудряется заниматься классным руководством? Тем не менее ее класс всегда среди лучших. Может быть, потому, что ученикам Светлана Ермолаева отдает много времени вне учебных занятий. Каждое лето – поездка всем классом в Теберду, Домбай, не говоря уж о Кавминводах. Сейчас собираются в Волгоград – ведь переходят в одиннадцатый, последнее лето вместе...

Отпуска ждешь как манны небесной, говорит Светлана Николаевна, а через какое–то время не знаешь куда себя деть, скорей бы в школу... Наверное, в какой–то мере это у нее от отца, преподавателя трудового обучения, который всю жизнь допоздна засиживался с ребятами в своем ПТУ. С детьми нужно разговаривать, учил он ее, тогда до них можно достучаться...

Когда, переключая телеканалы, я натыкаюсь на какое–нибудь очередное шумное ток–шоу, где клеймят учителей за бездушие, черствость, сребролюбие, за таких, как Ермолаева, мне обидно. А уж как обидно им самим! По словам Светланы Николаевны, она уже не один год первого сентября и в День учителя старается не ездить в маршрутке с цветами – много косых взглядов. Но, может быть, мы и в другие дни смотрим друг на друга косо?..

Ермолаевых два сына, старший, Сергей, сержант–сверхсрочник, служит в Краснодаре по контракту. Когда звонит домой и слышит в трубке голос матери, всегда спрашивает: «Это ты, лучшая в мире женщина?». Болеть за нее на конкурсе будут семья и школа – надежная группа поддержки!

«Чтобы тебя слышали, надо разговаривать»
Газета «Ставропольская правда»
14 апреля 2009 года