00:00, 14 апреля 2009 года

Танковый корпус

Над своими моделями автор работал несколько лет, соблюдая пропорции, изучая историю бронетанковой техники. Получилось не только наглядно, но и познавательно. А увлекся «танчиками» он еще в раннем детстве, в школьные годы серьезно занимался моделированием, ходил в кружки военно–прикладного искусства. Будучи довольно взрослым человеком, когда позади уже было два десятка трудовых лет, однажды захотел собрать коллекцию игрушечных танков – после того как побывал в военно–историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке Московской области. он тогда учился в академии.

Ныне в коллекции Павловского более сотни моделей танков Второй мировой войны – это настоящая энциклопедия военной техники как Советской армии, так и гитлеровского вермахта. Самый первый в истории танк был создан в Великобритании в 1915 году, и построили его на базе обычного … трактора. Слово «танк» означает резервуар, цистерна, бак. Каждая машина, танковая пушка, двигатель имели свои уникальные особенности: их «характер» нельзя было узнать заранее – только в деле, в бою.

Миф о превосходстве военной техники, находившейся на вооружении гитлеровского вермахта, был развеян Красной армией во время Великой Отечественной. На завод за боевыми машинами ездил командир каждого танка, здесь же он вместе с техникой получал и личный состав. Выйдя из боя, прежде всего позаботились о машине: заправить горючим, пополнить боекомплект, проверить механизмы. Это делали все, и командир в том числе…

Советский танк «Т–34» – настоящая легенда. Броня у него тоньше, чем у «Пантер» и «Тигров», – примерно 45 миллиметров. Но так как она располагалась под углом, это делало ее почти неуязвимой. Даже немецкие противотанковые орудия калибром до 50 мм не пробивали верхнюю лобовую часть «тридцатьчетверки». Люк механика–водителя был  довольно удобным, если в критических ситуациях надо было покинуть машину, а вот на башне он был большой, и открывать его невероятно тяжело – в общем, если заклинит, не выскочит никто. У «Т–34» дизельный двигатель, а у  немецких  танков – бензиновый. И это был большой недостаток, ведь бензин мгновенно воспламенялся, если в бак попадал снаряд.

Когда у нашей армии появился «Т–34» с пушкой калибра 85 мм, уже можно было выходить один на один с немецким «Тигром». Советские танки «Т–34» стали неприятным сюрпризом для немцев. По вооружению они существенно превосходили бронированную технику неприятеля. Поэтому в Германии срочно приступили к работам над новым средним танком, способным в бою противостоять «Т–34».

Интересная модель – пятибашенный танк «Т–35», который до войны был ударной мощью Красной армии. Он имел двухъярусное расположение вооружения. В главной верхней башне размещались короткоствольная пушка и пулемет. Всего с конвейера до 1939 года сошел 61 танк, основным их назначением было участие в парадах. Почти все машины были потеряны в первые недели Великой Отечественной.

Командирский танк «БТ–7А «За Сталина», по словам автора экспозиции, самый лучший из этой серии. Экипаж три человека, башня с пушкой, двумя пулеметами и зенитной установкой. Он способен развивать высокие скорости на гусеницах и колесах – до 73 километров в час.

Есть в коллекции и плавающие танки, один из них «Т–38» – обладал высокой скоростью и хорошей маневренностью, а на воде мог дополнительно нести на броне десант из трех человек. Однако у него противопульная броня и слабое вооружение, а потому эту машину использовали только для дозорно–разведывательной службы.

Огневая мощь и тяжелая броня немецкого танка «Тигр» делали его смертельно опасным для советской бронированной техники. Впервые эта громадина появилась в боях под Ленинградом в сентябре 1942 года. Заслуживает внимания и канадский танк «Валентайн» – это очень удачная машина: пушка мощная, двигатель тихий, сам танк низенький, буквально в рост человека…

В общем, рассказывать о прообразах своей коллекции Андрей Петрович может бесконечно. Его выставка побывала во многих музеях нашего края и за его пределами, но интерес к ней не угасает. Надо видеть, как горят глаза у мальчишек, с завистью взирающих на этот танковый корпус, с каким важным видом они пересказывают потом полученные знания своим друзьям! И такая гордость возникает в юных душах за мощь нашей техники, что им хочется побыстрее вырасти, пойти на службу в армию и непременно попасть в танкисты. Или, по крайней мере, начать собирать собственную коллекцию «танчиков».