00:00, 14 апреля 2009 года

Особые экономические зоны на Ставрополье «забуксовали»

Задумка была замечательная: государство определяет наиболее перспективные для развития туризма территории, строит там дороги, канализацию, прокладывает водопровод, подтягивает электрические и газовые сети. А затем на полностью обустроенные с точки зрения инженерной инфраструктуры площадки приходят инвесторы и возводят туркомплексы, гостиницы, бассейны, поля для гольфа и крикета. При этом фирмы–резиденты получают еще и весомые налоговые льготы. Предполагали, что от бизнесменов, жаждущих вложить деньги в развитие российской туриндустрии, отбоя не будет, а потому государство в лице своего Федерального агентства по управлению ОЭЗ сможет диктовать условия.

Начало тоже внушало оптимизм. 28 регионов России воспылали желанием попасть в туристско–рекреационный рай. Но для этого надо было победить на конкурсе Минэкономразвития России. Несколько месяцев кипели страсти, пока, наконец, в декабре 2006 года конкурсная комиссия не приняла решение о создании семи туристско–рекреационных ОЭЗ. В число счастливчиков, на развитие ОЭЗ которых сулили порядка 60 миллиардов рублей из федерального и региональных бюджетов и свыше 200 миллиардов частных инвестиций, попали Калининградская и Иркутская области, Республики Бурятия и Алтай, а также Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края.

На Ставрополье, согласно утвержденному на конкурсе проекту, под ОЭЗ отвели 14 инвестиционных площадок на территории КМВ. Казалось, появился реальный шанс превратить Кавказские Минеральные Воды в курорт мирового уровня, встать в один ряд с Карловыми Варами и Баден–Баденом!

Сразу после победы в конкурсе прозвучали заявления, что в течение ближайших 20 лет Кавминводы на развитие особой экономической зоны получат более 52 миллиардов рублей из бюджета и внебюджетных источников. По расчетам Минэкономразвития РФ, за этот период налоговые поступления от ОЭЗ в региональный бюджет составят более 22 миллиардов рублей. Для дотационного Ставрополья это огромные деньги. Как тут было не прыгать от радости!

Однако очень скоро пошли нестыковки. Руководителям региона стали объяснять в Москве: конкурс конкурсом, но есть еще и реалии, которые необходимо учитывать. Что в переводе на общенародный язык означало: столько денег из федерального бюджета, сколько вам обещали, не получите. Началось это еще в 2007 году, когда цены на нефть зашкаливали, а о финансовом кризисе никто и не помышлял.

В результате особая экономическая зона КМВ сначала скукожилась до семи площадок, затем до четырех, и в конце концов речь стали вести только об одном проекте – «Гранд СПА–Юца». То есть фактически особая экономическая зона КМВ выродилась в особые условия для строительства одного элитного туркомплекса.

Ладно, пусть будет хотя бы «Гранд СПА–Юца». Тем более что масштабы этой инвестиционной площадки действительно впечатляют. Под строительство комплекса выделяется участок в 840 гектаров, где планируют построить 14 гостиниц, отелей, многочисленные бунгало и апартаменты, каскад озер, поля для гольфа и многое другое. Два года руководство Территориального управления  Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Ставропольскому краю на всевозможных совещаниях и выставках демонстрировало слайды и макеты будущей особой зоны «Гранд СПА–Юца», рассказывало, на каком подэтапе какого этапа находится реализация проекта.

Поскольку дальше бумаг ничего не двигалось, нарастало раздражение. Даже депутаты краевого парламента стали высказывать недовольство медленными темпами создания ОЭЗ. В ответ руководитель ТУ  РосОЭЗ по Ставропольскому краю Андрей Бурзак успокаивал: в 2009 году начнется строительство инженерных сетей, а в 2012–м вступит в строй первый отель.

…Но тут разразился финансовый кризис.

Именно на него сейчас списывают все проблемы с воплощением проекта «Гранд СПА–Юца» в жизнь. Как объясняет А. Бурзак, со второго полугодия прошлого года начали урезать средства на проектирование. В результате удалось лишь на 30 процентов выполнить проект внешних сетей зоны. Но остается еще огромный пласт проектирования внутренних сетей. Сегодня достигнута договоренность, что на окончание проектирования федеральный и региональный бюджеты в 2009 году выделят 151 миллион рублей. Но ни о каком строительстве в этом году не может быть речи.

Однако только ли в этом? Председатель правительства РФ Владимир Путин недавно заявил, что и бюджет 2010 года будет дефицитным. Следовательно, все расходы придется максимально сокращать. А на создание инфраструктуры «Гранд СПА–Юца» требуются весьма серьезные средства. А. Бурзак считает, что пока полностью не выполнена проектная документация, о затратах на инженерную инфраструктуру «Гранд СПА–Юца» говорить бессмысленно. Однако руководитель администрации КМВ, заслуженный строитель России Виктор Вышинский твердо назвал цифру в семь миллиардов рублей. Получить такие деньги на стройку в провинции даже в самые благоприятные годы было непросто…

Нет, замораживать «Гранд СПА–Юца» пока не собираются, хотя и признают: строительство элитного туркомплекса может надолго затянуться. Соответственно часть денег из тех самых вожделенных 22 миллиардов, что надеялись получить с россиян и иностранцев за отдых на Кавминводах, вновь уплывут за рубеж. И дай бог, чтобы только часть, поскольку судьба других инвестплощадок ОЭЗ на Кавказских Минеральных Водах и вовсе под вопросом.

– Надежды на то, что из федерального бюджета будет поступать больше средств на создание инфраструктуры, у меня нет, – признается В. Вышинский. – Поэтому с руководством РосОЭЗ будем договариваться так: если мы находим инвестора, который готов взять на себя прокладку инженерных сетей, то будем исключать площадку из особой экономической зоны. Или пойдем тем путем, который выбрали для реализации проекта «Горное море».

«Горное море» – это свежая задумка крупной санкт–петербургской компании. Энергичные, успешные молодые люди из северной столицы хотят построить в Железноводске, у подножия горы Развалка, обширный водоем с суперсовременным сервисом. Это не та площадка и не тот проект, что планировались в Железноводске согласно концепции ОЭЗ. И поначалу мэр города–курорта собирался работать с фирмой напрямую, без посредничества РосОЭЗ, поскольку все затраты, в том числе и на инженерную инфраструктуру, бизнесмены готовы взять на себя. Однако затем руководители Территориального управления  Федерального агентства по управлению ОЭЗ убедили фирмачей: имея статус резидента особой зоны, работать будет выгоднее. Так что сейчас готовится соглашение, по которому санкт–петербургская фирма за свой счет строит инженерную инфраструктуру, а РосОЭЗ включает их проект в особую экономическую зону, предоставляет налоговые льготы и всяческие административные блага.

Если с «Горным морем» все срастется, такая форма государственно–частного парт–нерства в создании ОЭЗ, вероятно, станет основной: уж больно велик соблазн обойтись без каких–либо затрат из бюджета. Да только от первоначальной идеи туристско–рекреационных ОЭЗ в таком случае мало что останется…

Справедливости ради надо сказать, что и другие ОЭЗ туристско–рекреационного типа застряли на уровне подготовки документации. Реально строительство началось лишь в ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край). Но там чуть раньше стартовали, а потому успели до кризиса создать задел.

Так что с мечтой встать вровень с лучшими мировыми курортами Кавминводам придется если не расстаться, то существенно повременить.

«Пробуксовка на старте»
Газета «Ставропольская правда»
14 апреля 2009 года