00:00, 8 апреля 2009 года

Многоэтажки Солнечнодольска обслуживают сразу две управляющие компании

Заметим сразу, что это отнюдь не элитные дома, и в них не живут какие–либо важные персоны. А такой «сервис» – далеко не эксперимент и даже не яростная борьба коммунальщиков за чистоту на улицах поселка… Скажем так, это борьба за целые дома, а точнее – симпатии их жильцов.

Двойные услуги

А дело вот в чем. В свое время собственники квартир пяти многоэтажек Солнечнодольска, как и положено, созвав общие собрания, решили сменить способ управления их домами. В результате более половины жильцов каждого из домов, отказавшись от так называемого непосредственного управления (напомним, в таком случае домами «рулят» сами жильцы), «передали» себя под крыло «Управляющей компании–11», полгода назад приступившей к освоению коммунального рынка Солнечнодольска.

Существуют соответствующие протоколы, подтверждающие выбор жильцов, на их основании заключены договоры. Тем не менее МУП ЖКХ поселка, до недавнего времени обслуживавшее эти пять домов, отказывается признавать их «переход». Потому до сих пор управляющей компании не передана техническая документация, не закрыты лицевые счета собственников, не прошла необходимая в таких случаях приёмка дома… Вот и получилось, что «Управляющая компания–11» приступила к выполнению своих договорных обязанностей, в то время как «прежняя» коммунальная служба еще продолжает предоставлять те же услуги. Потому и мусорные машины, и дворники, и сантехники из двух разных организаций каждый день ходят друг за другом почти по пятам.

И все бы ничего (кто ж против двойной уборки на улицах да в подъездах?), но самое любопытное заключается совершенно в ином. Ежемесячно в своих почтовых ящиках жители спорных домов находят две квитанции на оплату. Счета за свои услуги, как можно догадаться, параллельно выставляют и МУП, и управляющая компания. К слову, вкратце поясним, что речь пока идет исключительно об обслуживании домов, куда входят графы «содержание жилья», «текущий ремонт» и «вывоз ТБО». Остальные коммунальные блага – свет, воду, газ – жители оплачивают отдельно.

Итак, представьте, вы держите две квитанции оплаты за жилье. По какой из них платить и быть уверенным, что деньги действительно поступают туда, куда надо?.. Растерянность людей, в большинстве своем далеких от тонкостей жилищного законодательства, в такой ситуации вполне понятна. Мало кто хочет подвергать себя риску быть облапошенным.

– Я обязательный и добросовестный плательщик, – рассказывает житель одного из «спорных» домов Солнечнодольска, пенсионер Николай Никольчук. – Но когда стали получать два квиточка на оплату квартиры, мы с супругой совершенно растерялись. Куда платить деньги, чтобы они не зря уходили? Подумали и решили оплачивать счета новой компании, которую выбрали на собрании, у них хотя бы тарифы на обслуживание дома ниже.

В итоге, как выяснилось, сейчас примерно треть собственников перечисляет квартплату на счета вновь выбранных коммунальщиков. Примерно столько же – по привычке платят МУПу. А многие (видимо, самые осторожные), боясь обмана, вообще отказались оплачивать квитанции до разрешения конфликта...

Своя правда

Кстати, иначе как конфликтом эту неоднозначную ситуацию не назовешь. И у каждой из его сторон есть свои заслуживающие внимания аргументы.

– По сути, принципиальным моментом при смене способа управления многоквартирным домом, согласно Жилищному кодексу, – говорит исполнительный директор «Управляющей компании–11» Александр Черкашин, – является протокол, где зафиксировано, сколько собственников и за что проголосовали. А уже логичным продолжением процесса становится заключение договоров (с каждым собственником или от имени уполномоченного на то собранием лица, – это, как правило, старшие домов), передача прежней обслуживающей организацией документов и т.д. Вот как раз на этом этапе процесс в поселке затормозился, МУП ЖКХ отказывается расторгать с жильцами ранее заключенный договор на обслуживание. Иначе как нежеланием местных властей терять контроль над коммунальным рынком в Солнечнодольске это не назовешь. Между тем мы по закону обязаны приступить к выполнению условий своего договора не позднее 30 дней с момента его подписания. Вот теперь и дублируем работы. А из–за неполной оплаты наших услуг мы несем убытки, сумма достигла 400 тысяч рублей. Проблема «висит» уже не первый месяц, что осложняет процесс заключения нами необходимых соглашений с поставщиками услуг. Ведь мы до сих пор даже не имеем нужных документов на дом.

Удалось на эту тему побеседовать и с главой администрации поселка Солнечнодольска Александром Калачевым. Его главный аргумент «против» передачи домов звучит следующим образом: небольшой уставный капитал «Управляющей компании–11» не может гарантировать жильцам качественного предоставления услуг. Приход же новых коммунальщиков, по его словам, только посеял раздор среди жителей многоэтажек поселка: мол, одни против, другие – за, а все идут жаловаться в администрацию...

Попутно заметим, что жалоб именно на качество работы МУП ЖКХ за все годы у жителей поселка накопилось немало. Подтверждение тому – коллективные письма в районную газету «Наше время» и обращения в администрацию района. К слову, этого А. Калачев не отрицает, хотя добавляет, что коммунальщиков вообще принято ругать. А МУП все же, на взгляд администрации, в целом справляется с обязанностями, хотя не так давно дела у него, скажем прямо, шли не особо хорошо.

– Но сейчас в нашем МУП ЖКХ финансовая ситуация имеет положительную динамику. Долги по налогам остались, но мы их успешно погашаем, разработали программу финансового оздоровления предприятия. Я думаю, в течение этого года им будут закрыты все долги. Помимо этого, взыскиваем дебиторскую задолженность...

Кроме того, рассказывает А. Калачев, он общался с работниками прокуратуры, которые якобы отказались заниматься вопросом и выдавать соответствующее предписание о необходимости передачи домов...

Из официальных источников

Заметим, что об аналогичных ситуациях в свое время «СП» уже писала. («Прецедент, или Бомба замедленного действия», а также «И пошел сосед против соседа»).

Практика показывает, что их причиной, как правило, становится явное нежелание местных властей пускать на коммунальный рынок «варягов», тем более, если это коммерческие структуры. Вот тогда, о чем уже неоднократно заявляли и антимонопольщики, обычно начинаются какие–то передергивания в трактовке положений жилищного законодательства. Но так или иначе делать однозначные выводы в подобных ситуациях на страницах газеты – дело неблагодарное. Потому обратимся, скажем так, к официальной стороне вопроса – то есть соответствующим бумагам.

Ведь, может, лукавит А. Калачев по поводу районной прокуратуры? Не думаю, что он не в курсе того, что все же существует представление «Об устранении нарушений жилищного законодательства», направленное прокуратурой директору МУП ЖКХ поселка А. Князеву. В свое время была проведена соответствующая проверка. В представлении, составленном по ее итогам, говорится о том, что предприятие не должно наносить «ущерб финансово–хозяйственной деятельности ООО «Управляющая компания–11», а также нарушать права собственников жилых помещений многоквартирных домов. А потому МУП должно было уже отдать ключи от подвалов и чердаков, закрыть лицевые счета жильцов (то есть не оказывать услуги и тем более не взимать плату за них), подписать соглашение о расторжении договоров и акт приема–передачи домов.

О тех же обязательствах МУП ЖКХ говорится и в решении Изобильненского районного суда, который в феврале рассматривал иск Михаила Рыбина, проживающего в доме 10а по улице Набережной Солнечнодольска. Этот дом одним из первых – еще с ноября прошлого года – стала обслуживать управляющая компания. М. Рыбин настаивает на том, что МУП ЖКХ нарушило его права, не передавая ту самую пресловутую техдокументацию и присылая квитанции, что свидетельствует о незакрытом лицевом счете. Здесь поясним, что именно М. Рыбина выбрали жильцы дома своим представителем, который должен заниматься как раз бумажной волокитой по заключению (и соответственно расторжению договоров с коммунальщиками). Правда, на просьбу его о расторжении договорных отношений из МУП ЖКХ пришел отказ.

В итоге Фемида требования истца удовлетворила в полном объеме, обязав ответчика – МУП ЖКХ поселка – сделать абсолютно все то же самое, о чем говорится в прокурорской бумаге. Несколько дней назад стал известен и вердикт кассационной инстанции. Краевой суд по всем позициям поддержал решение районного. Не приняты во внимание доводы МУП ЖКХ о том, что жильцы не могут заключать договор с управляющей компанией, не расторгнув до этого таковой с ними. Жилищный кодекс, в частности, попросту не допускает вариантов, что управляющая или обслуживающая многоквартирный дом организация может отказать в разрыве договорных отношений при смене собственниками способа управления домом.

Правда, в какие сроки будет исполнено решение судебных инстанций, пока неясно. Обычно исполнение подобных вердиктов проходит нелегко. Тем не менее очевидно, что несовершенство Жилищного кодекса, возможность неоднозначной трактовки его положений (потому Минрегионом РФ уже составлено не одно уточняющее письмо) и правовая неграмотность населения играют порой с людьми недобрые шутки. И солнечнодольские «страсти» стали явным тому подтверждением. Просчеты российской неповоротливой госсистемы выливаются теперь в мелкие склоки и скандалы... К слову, подключиться к их урегулированию серьезно намерены районные власти. На этой неделе запланированы встречи представителей администрации Изобильненского района с жильцами поселка и коммунальщиками, где планируется обсудить сложившуюся ситуацию.

P.S. А ведь еще совсем недавно в Солнечнодольске о подобных конфликтах и подумать не могли. Вряд ли кто–то станет отрицать, что всевозможные «неурядицы» начались аккурат после того, как поменявшая собственника Ставропольская ГРЭС вынуждена была избавиться от тяжелого социального «балласта» перестала, как раньше, практически полностью содержать поселок...

«Особая привилегия»
Газета «Ставропольская правда»
8 апреля 2009 года