00:00, 7 апреля 2009 года

Автомобильный спорт для детей: выбирать аккредитованные школы

2009 год в России объявлен Годом молодежи. Его главной целью является развитие творческого, научного, профессионального потенциала молодежи. А какое развитие может быть без занятий спортом? В последние годы спортивные секции для детей стали востребованными. О том, как обстоят дела с автоспортом для детей на Ставрополье, рассказывает заместитель председателя комитета Ставропольского края по физической культуре и спорту Владимир ЯНУШКИН.

– Детский автоспорт начинается с двух дисциплин картинга и багги. Если о картинге известно почти все, то что такое багги, для многих остается загадкой. В двух словах, это одноместный мини–автомобиль с мощным мотором и без крыши. Бешеная скорость, крутые виражи, трамплины, грязь... Согласитесь, увлечение не самое безопасное, но не об этом ли мечтают будущие победители ралли Париж – Дакар? Увы, не ошибусь, если скажу, что этого вида детского спорта в нашем крае практически нет.

А вот с картингом в крае ситуация иная. В 80–х годах прошлого века картинг был чрезвычайно популярен у советских детей и подростков. Только в Ставрополе было 18 картинг–клубов при заводах, районных домах пионеров и школах города. За годы рыночных реформ энтузиастов этого вида технического спорта существенно поубавилось. Сегодня самые известные и успешные в Ставрополе – спортивно–технический клуб «Мотор–Спорт» по картингу и картинг–центр в парке Победы.

Традиционно технические виды спорта культивировались в ДОСААФ, сегодня они находятся в ведении «Российская оборонная спортивно–техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)».

– Сегодня родители чаще выбирают для своих детей картинг, руководствуясь, во–первых, тем, что у этих машинок скорости поменьше, во–вторых, трасса асфальтовая. При этом учитывается возраст ребенка, когда он психологически готов к вождению спортивного автомобиля – 7–9 лет для занятий картингом и 12–14 лет – багги. Родители должны помнить: занятия автоспортом нельзя назвать дешевым и массовым увлечением.

Нужно иметь в виду, что в картинг–центре за плату ребенку подгонят карт, выдадут шлем и после минимального инструктажа – катайся «шумахер» сколько положено по тарифу. В спортивном клубе или секции мальчиков и девочек познакомят с устройством автомобиля, научат самостоятельно устранять поломки, покажут приемы вождения, помогут подготовиться к соревнованиям. Но, самое главное, последят за безопасностью любимого чада.

– Автомобильный спорт для детей сопряжен с риском аварий, столкновений. Именно поэтому очень важно выбрать «правильную» спортивную школу, которая аккредитована в комитете Ставропольского края по физической культуре и спорту. Аккредитация гарантирует, что в этом клубе или секции работают только квалифицированные и опытные инструкторы, владеющие специальными технологиями обучения. Все автомобили имеют сертификат безопасности и соответствуют современным техническим требованиям к гоночной технике. А практические занятия проводятся на специальных трассах, где возможность травм сводится к нулю. И последнее: спортивная гоночная экипировка изготовлена в соответствии со всеми обязательными характеристиками, перечисленными в Классификации и технических требованиях к автомобилям (КиТТ).

В качестве отрицательного выбора можно привести пример «Автомобильной федерации Ставропольского края» (председатель С. Крылов) – общественной организации, не имеющей ни массовости, ни соответствующей квалификации тренерско–преподавательского состава. По сведениям газеты «Вечерний Ставрополь», «…автомобили, коими располагает нынче федерация, иначе, чем «садовые тележки», и не назовешь. Чиненые–перечиненые карты, собранные по запчастям старенькие «запорожцы» и еще непонятных моделей машины, находящиеся на стадии реставрации». Естественно, эти автомобили не имеют сертификата безопасности и не обеспечены достаточным количеством лицензированных средств пожаротушения.

Редкие соревнования, которые проводятся этой федерацией, соответствуют общим условиям проведения чемпионатов, кубков, первенств России, согласовываются с комитетом Ставропольского края по физической культуре и спорту, РОСТО (ДОСААФ).

К участию в соревнованиях допускаются дети, не имеющие страховки, лицензии водителя РАФ, официальной карточки участника соревнования, не прошедшие административной проверки и медицинского контроля. При столь явных нарушениях положений федерального закона о физической культуре и спорте речи о безопасности детей не может быть.

Эта федерация, к сожалению, не является коллективным членом ни Ставропольской краевой организация РОСТО (ДОСААФ), ни Ставропольского регионального отделения РАФ. Не имея государственной аккредитации, федерация не имеет права на получение средств на свое развитие из бюджета края. Кстати, краевые организации РОСТО и РАФ, имея соглашение с комитетом Ставропольского края по физической культуре и спорту, получили в 2008 году более 4,5 млн. рублей на развитие технических видов спорта и на приобретение техники.

Складывается впечатление, что ряд общественных организаций включил в свой устав положения по работе с детьми с целью получения спонсорской помощи и выбивания средств из бюджетов города и края...

*****

Эрнст Хемингуэй говорил, что все виды спорта – это игры, исключением являются альпинизм, бокс и автогонки. Автоспорт – «это любовь и страсть, любовь к спорту и страсть к автомобилям, и наоборот, и все вместе». Добавим, на всю жизнь.

Константин ФРАЦКЕВИЧ
«Наперегонки с ветром»
Газета «Ставропольская правда»
7 апреля 2009 года