00:00, 28 марта 2009 года

Стратегия развития транспортного комплекса Ставропольского края до 2030 года

В структуру транспортной отрасли Ставропольского края входят автомобильные, железнодорожные и воздушные виды перевозок. Здесь занято 34,3 тыс. человек, или 6% работающего населения. Годовой объем транспортировки грузов 24,0 млн. тонн, перевозка пассажиров до 250 млн. человек, в том числе общественными видами транспорта около 120 млн. пассажиров.

В современных условиях транспорт становится все более важной составляющей в жизни людей. В частности, он рассматривается не только как отрасль для перевозки грузов и людей, а как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.

Недавно разработанная Транспортная стратегия Российской Федерации главный акцент сделала на технологический прорыв и инновационный путь развития транспортной отрасли.

Стратегия развития транспортного комплекса Ставропольского края до 2030 года разработана на основе целей и задач Транспортной стратегии России с учётом реализации мероприятий действующих федеральных программ в сфере развития отраслей транспортного комплекса России. Вместе с тем она детализирует и конкретизирует с учётом местной специфики основные направления развития транспортного комплекса Ставропольского края.

Транспортная стратегия определяет параметры и стандарты качества транспортных услуг, требования к нормативно–правовой базе и технологические модели обеспечения качества, нормы ответственности за соблюдением этих параметров, механизмы стимулирования модернизации транспортных систем в целях обеспечения качества.

В Транспортной стратегии поставлена цель обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами. Предполагается закрепление минимальных социальных транспортных стандартов на законодательном уровне, плюс использование механизмов компенсации потерь в доходах транспортных компаний, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на социальные перевозки. При этом нужно обеспечить открытый доступ предпринимательства к возможности предоставления транспортных услуг населению.

Одновременно также необходима разработка эффективной многоуровневой системы обеспечения безопасности на транспорте. Помимо мероприятий прямого обеспечения безопасности, огромное значение имеет развитие эффективных систем надзора. Важную роль должны сыграть развитие систем профессионального допуска к транспортной деятельности, обеспечение потребности транспортного комплекса в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы.

Также предусмотрен ввод в действие новых механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива и снижение энергоёмкости до уровня показателей передовых стран.

Основными стратегическими приоритетами развития транспортной системы Ставропольского края на период до 2030 года являются:

1. Безопасность – обеспечение безопасности перевозки пассажиров; снижение смертности, обусловленной ДТП; сокращение количества повреждений транспорта.

2. Мобильность – улучшение технического состояния транспортной системы; сокращение времени пребывания в пути; повышение надежности и своевременности доставки пассажиров и грузов; повышение степени доступности транспортной системы для индивидуального пользователя; сокращение затрат для пользователей транспортными услугами.

3. Экономический рост – обеспечение роста индекса потребительских цен на транспортные услуги ниже уровня роста ВВП; повышение конкурентоспособности в сфере внутрикраевых, межсубъектных и международных перевозок товаров и услуг; привлечение высококвалифицированных специалистов в транспортную отрасль края; расширение возможности участия в перевозках предприятий всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей.

4. Защита социальной и природной среды – сокращение отрицательного воздействия транспорта на экологическую систему и природную среду; снижение отрицательного воздействия транспорта на организм человека.

Применительно к различным видам транспортного комплекса основные стратегические задачи конкретизируются следующим образом:

Воздушный транспорт

– реконструкция аэропортов «Минеральные Воды» и «Ставрополь», строительство новой взлетно–посадочной полосы в аэропорту «Минеральные Воды» и реконструкция взлетно–посадочной полосы в аэропорту «Ставрополь»;

– техническое перевооружение авиационных метеорологических станций в аэропортах «Минеральные Воды» и «Ставрополь»;

– строительство позиции и установка доплеровского метеорологического локатора в аэропортах «Ставрополь» и «Минеральные Воды»;

– реконструкция и техническое перевооружение комплекса средств управлением воздушного движения и электросвязи аэропорта «Минеральные Воды»;

– восстановление сети внутрирегиональных и местных воздушных перевозок на основе разработки и осуществления соответствующей государственной целевой программы по развитию сети аэропортов регионального значения и обеспечению их воздушными судами вместимостью от 30 до 100 человек;

– развитие пассажирских перевозок воздушным транспортом внутри Ставропольского края за счёт строительства сети аэродромов с наземной инфраструктурой, способной обеспечить безопасный выпуск и прием воздушных судов;

– развитие аэропорта Ставрополь за счет привлечения инвестиций на реконструкцию аэровокзального и грузового комплекса, взлетно–посадочной полосы и перрона, приобретение наземной спецтехники и современных воздушных судов;

– расширение географии маршрутов, привлечение туристических фирм для выполнения чартерных рейсов и авиакомпаний для выполнения транзитных рейсов;

– развитие на базе аэропорта «Ставрополь» малой авиации в целях использования воздушных судов для патрулирования силами ГУВД автомобильных дорог и других объектов повышенной опасности, обслуживания организаций здравоохранения (полёты для оказания экстренной медицинской помощи, доставки медицинского персонала для плановых консультаций, медицинских грузов и выполнения санитарно–эпидемиологических мероприятий), обслуживание населения авиатакси;

– развитие сети аэродромов малой авиации для производства авиационно–химических работ;

– создание грузовых терминалов в аэропортах «Ставрополь» и «Минеральные Воды».

После реконструкции аэропорт «Минеральные Воды» станет крупнейшим аэропортом Южного федерального округа, способным принимать практически все типы воздушных судов.

Автомобильный транспорт

– максимальное использование преимуществ автомобильного транспорта в организации перевозок «от двери до двери», ускорении товародвижения, а также повышении мобильности населения;

– регулирование процесса автомобилизации и снижение его негативных последствий прежде всего в крупных городах;

– применение современных технических средств и технологий организации дорожного движения, внедрение автоматизированных систем мониторинга и управления транспортными потоками в крупных городах и на автомобильных магистралях;

– рассмотрение возможностей использования в крупных городах альтернативных видов транспорта: электромобилей, монорельсового, струнного и пр., учитывая наличие исследовательских работ в этой области;

– повышение уровня безопасности дорожного движения на основе роста эффективности контрольно–надзорной деятельности по выявлению нарушений ПДД;

– комплексное опережающее развитие систем общественного пассажирского транспорта как альтернативы росту числа личных автомобилей;

– развитие технологий интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в сфере организации автомобильных перевозок, управления дорожным движением, транспортного сервиса и безопасности дорожного движения;

– экономическое стимулирование приоритетного использования в городах транспортной техники с улучшенными экологическими показателями, в т.ч. реализация пилотных проектов использования природного газа и других альтернативных видов топлива на городском общественном транспорте и регулярных грузовых перевозках в черте города;

– применение системы административных и экономических мер для ограничения использования личного автотранспорта в наиболее загруженных зонах городских территорий, развитие платных парковок и автостоянок;

– формирование нормативно–правовой базы для создания благоприятных условий функционирования отечественных автоперевозчиков на рынке международных перевозок;

– государственная поддержка автотранспортных предприятий путём субсидирования части процентной ставки по привлеченным кредитам на обновление парка подвижного состава;

– замена на междугородных маршрутах автобусов малой вместимости (типа «газель») на более вместительные и комфортабельные;

– создание центров логистики в крупных грузообразующих узлах;

– создание радионавигационной системы диспетчерского руководства пассажирскими перевозками с использованием технологии спутниковой навигации;

– территориальное размещение и развитие грузоперерабатывающих и накопительных терминалов;

– формирование сети транспортно–экспедиторских компаний и других предприятий транспортного сервиса.

Железнодорожный транспорт

– формирование доступной и эффективной железнодорожной сети края, обеспечивающей предоставление качественных железнодорожных услуг;

– полное удовлетворение растущего спроса экономики края и населения в железнодорожных перевозках;

– повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта для международных и межрегиональных перевозок, обеспечение безопасности перевозок;

– эффективная реализация транзитного потенциала края, повышение инвестиционной привлекательности железнодорожной отрасли края;

– организация скоростного движения поездов со скоростями движения 140–160 км/час: Ростов – Минеральные Воды, Минеральные Воды – Краснодар (от станции Овечка до станции Кисловодск) после реконструкции действующих железнодорожных линий;

– модернизация и реконструкция малодеятельных железнодорожных линий: Элиста – Светлоград – Ставрополь – Кавказская; Светлоград – Буденновск – Георгиевск;

– организация интермодального сообщения на участке аэропорт «Минеральные Воды» – ст. Минеральные Воды – Кисловодск с реконструкцией железнодорожных линий;

– создание современных транспортно–логистических центров и выполнение реконструкции существующих складских терминалов;

– создание совместной пассажирской пригородной компании с участием Ставропольского края.

Развитие транспортного комплекса Ставропольского края в рассматриваемом периоде будет осуществляться в условиях динамично меняющихся локальных приоритетов и целей. Исходя из различных временных задач развития, реализация Стратегии разделена на три этапа, различающиеся по условиям, приоритетам и направлениям деятельности.

Первый этап (2009–2012 годы) – предусматривается создание нормативной законодательной базы для опережающего развития транспортного комплекса края, осуществление модернизации технической и технологической базы отрасли транспорта, запуск важнейших высокотехнологичных и инфраструктурных проектов, направленных на устранение разрывов и «узких» мест.

Второй этап (2013–2020 годы) – переход транспортно–дорожного комплекса на новую технологическую и инфраструктурную базу, основанную на передовых мировых и перспективных отечественных разработках в области пассажирских и грузовых перевозок, устранение инфраструктурных ограничений и формирование региональных зон опережающего развития.

Третий этап (2021–2030 годы) – закрепление лидирующих конкурентных позиций транспортного комплекса края на отечественном рынке транспортных услуг, совершенствование инновационной модели развития отрасли и формирование конкурентных условий для успешной деятельности транспортного комплекса на федеральном рынке транспортных услуг.

Одним из главных условий эффективности развития транспортного комплекса Ставропольского края за указанный период являются повышение технического уровня транспортной инфраструктуры и подвижного состава, а также применение современных перевозочных, управленческих и информационно–телекоммуникационных технологий.

Полностью с текстом Стратегии развития транспортного комплекса Ставропольского края можно ознакомиться на сайте министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи Ставропольского края.

(Соб. инф.).