00:00, 24 марта 2009 года

Александр Бегак и «Небесная Одиссея» отправятся на Северный полюс

Желающих попасть в «мир белого безмолвия» набралось более полутора тысяч человек, но отбор был очень жесткий. Молодые люди должны обладать не только хорошим здоровьем и устойчивой психикой, целеустремленностью и настойчивостью, но и уметь работать в команде, иметь определенные профессиональные навыки – поскольку задачи, которые предстоит решать участникам экспедиции, серьезные и ответственные.

Молодежная команда «Небесная Одиссея» выполнит ряд гляциологических исследований в районе полюса, обеспечит локальную логистику между научной базой и учеными группами, осуществит взятие проб воздуха по высотам и предпримет экспериментальный полет в нижние слои тропосферы. В финальный тур отбора попали 12 человек в возрасте от 14 до 25 лет. Но «четверо смелых», которые и полетят с А. Бегаком на Северный полюс, будут определены после специальных тренировок на Эльбрусе, где окончательно станет ясно, кто реально готов к работе в экстремальных условиях.

– Наша команда является частью большой экспедиции, – рассказал А. Бегак, – но она будет выполнять одну из самых сложных задач – обеспечение воздушной логистики в районе Северного полюса. Нашим наставником в этой экспедиции является дважды Герой России и Советского Союза, известный полярник и ученый Артур Чилингаров. Для выполнения своих задач мы будем использовать два летательных аппарата с мягким крылом – одноместный и двухместный бегалеты «Эволюция».

Журналисты смогли «пощупать» оба уникальных летательных аппарата конструкции А. Бегака, которые правильнее всего назвать амфибиями. Без крыла «Эволюция» функционирует как аэромобиль – то бишь ездит (и очень быстро) по земле, по снегу, плавает. С жестким крылом «Эволюция» может лететь со скоростью более 200 км в час и спокойно покрывать расстояние свыше полутора тысяч километров. С мягким крылом бегалет летает на невысокой скорости, но зато обеспечивает уникальные взлетно–посадочные характеристики.

– Эти аппараты позволяют взлетать с ограниченной взлетной дистанции – до пяти метров – и очень точно производить посадку, – пояснил А. Бегак. – Можно приземлиться на двухметровой площадке, что очень важно в условиях Крайнего Севера, где доставка груза и посадка на дрейфующий лед должны быть максимально точными. В экспедиции мы будем передвигаться по маршрутам, которые разработали гляциологи РАН, работающие на полярной станции, выполнять аэрофотосъемку и топографию местности. Для этого бегалеты оснащены специальными кронштейнами, на которые будет крепиться научное оборудование. Кроме того, используя бегалеты как аэросани, мы сможем передвигаться по льду между мобильными группами.

А. Бегак подчеркнул, что на фоне экономического кризиса использование таких аппаратов особенно актуально – вертолеты и самолеты намного дороже в эксплуатации, чем бегалеты.

Но самым интересным станет экспериментальный полет в нижние слои тропосферы. Пилоты команды планируют достичь высоты не ниже пяти тысяч метров, а может быть, подняться и на семь тысяч метров над землей. Это крайне сложно – обычное мягкое крыло типа параплана в верхние разреженные слои атмосферы да еще при «полярной» температуре подняться просто не сможет. Конструктивные особенности «Эволюции» позволяют это сделать, что будет тоже крайне сложно.

– В случае достижения нами высоты пяти тысяч метров этот полет может стать национальным достижением, – говорит Александр, – и, скорее всего, мировым. Сам полет продлится около трех часов, в процессе будут проводиться научные исследования. Он будет еще и символичным – 75 лет назад впервые на эти широты были совершены полеты для спасения челюскинцев, первая воздушная экспедиция на Северный полюс. И в эти же даты мы будем проводить свой эксперимент…

28 марта экспедиция вылетит по маршруту Москва – Мурманск – Норвегия – полярная станция Борнео. Двадцать дней команда будет работать в плотном графике и жить в палатках прямо на льду. Вместе с командой планируется взять и представителя прессы Ставрополья, который в режиме он–лайн через Интернет будет передавать самые интересные подробности реализации проекта.

«В мир «белого безмолвия»»
Газета «Ставропольская правда»
24 марта 2009 года