00:00, 20 марта 2009 года

Валерий Зеренков о первом созыве Государственной Думы Ставропольского края

Мой собеседник, председатель первой Думы Валерий Зеренков, ныне генеральный директор федерального государственного учреждения «Ставропольский центр стандартизации, метрологии и сертификации», считает, что с задачами, стоявшими перед законодательной властью Ставропольского края в самый сложный период девяностых годов, депутатский корпус справился с честью.

Случайностью это не назовешь. Состав подобрался исключительно сильный. И хотя лишь немногие депутаты к началу работы краевого парламента имели понятие о системе российского законодательства, учились всему быстро. Ведь у большинства за плечами был богатый опыт хозяйственной и руководящей работы. В его команде работали такие яркие личности, как В. Афанасов, В. Бекетов, И. Божко, Ю. Васильев, Т. Габитова, А. Галкин, В. Гаркуша, Ю. Гонтарь, Н. Денежный, В. Кондратов, В. Купаев, А. Месечко, И. Мещерин, Ф. Павлов, С. Папушоя, Н. Сергеев, М. Старожуков, Е. Ткачев, В. Хлопоня, В. Черепанов, М. Чукавин, А. Шевченко и, к сожалению, ушедшие из жизни И. Никишин и Т. Оджаев.

Тот факт, что среди депутатов оказалось большое количество глав районных и городских администраций, очень способствовал боевитости Думы. Кто лучше них знал реальное положение дел на местах и каких законов требует ситуация в первую очередь? Да и самому председателю Думы, возглавлявшему до этого и крупные краевые автотранспортные предприятия, и исполком, а затем администрацию Октябрьского района Ставрополя, опыта было не занимать. А задача усложнялась тяжелой ситуацией в экономике. В те времена, на пике инфляции, зарплаты исчислялись миллионами, а федеральные трансферты – триллионами. Но благосостояния ставропольцам это обстоятельство не добавляло. Статистические отчеты не радовали, фиксируя спад в промышленности, сельском хозяйстве, растущие суммы невыплаченных зарплат и пенсий. Более того, край стал пограничным регионом, куда из Чечни и других северокавказских республик устремились десятки тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, проблемы которых тоже надо было решать. Ответственность на депутатов легла огромная. Люди ожидали конкретных дел. Надо было думать, как предотвратить сползание в пропасть, как наладить жизнь в условиях беспорядочной переходной экономики.

– Думаю, нам не в чем себя упрекнуть, – уверен Валерий Георгиевич. – За три с половиной года было разработано и принято более тысячи правовых актов, из которых – 123 закона. Документы регулировали взаимоотношения субъектов во всех сферах жизнедеятельности края: бюджетной, социальной, управления имуществом, предоставления льгот для реального сектора, поддержки малого предпринимательства, племенного животноводства и т. д. Мы первыми в России взялись за создание миграционного законодательства, чтобы отрегулировать вопросы незаконного пребывания граждан из других регионов на территории края. Именно наша Дума принимала устав края, утверждала герб и флаг Ставрополья. Самое непосредственное отношение имеет первый созыв депутатов и к возрождению казачества на Ставрополье. Был образован фонд поддержки казачества, принят пакет документов по льготному налогообложению казачьих предприятий, предоставлению земельных участков казачьим обществам. А в Кочубеевском районе фактически построен поселок для казаков – вынужденных переселенцев из Сунженского района Чечни.

С большой душевной теплотой говорит первый председатель и об аппарате краевой Думы, который, по сути, он получил «по наследству» от краевого Совета народных депутатов. «Кое–кто подталкивал к тому, чтобы набрать новых людей: мол, эти работали с коммунистами, надо от них избавляться, – говорит Валерий Зеренков. – Но я сказал, что буду оценивать только по деловым качествам, и не уволил ни одного специалиста. Я ни разу не пожалел об этом, потому что работал аппарат слаженно и высокопрофессионально, за что я искренне благодарен каждому из тех, кто помогал депутатам в их деятельности».

По итогам сделанного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации высоко оценил работу ГДСК первого созыва и рекомендовал этот опыт другим регионам России. К нам ехали отовсюду, просили проекты наших документов. Ставропольцам, конечно, тоже хотелось поучиться. «Однажды, – вспоминает Валерий Георгиевич, – я направил группу депутатов к очень популярному в то время руководителю – Аману Тулееву в Кузбасс. А там выяснилось, что местная Дума погрязла в противостоянии с исполнительной властью за пальму первенства». Конечно, это был не тот путь… На Ставрополье взаимоотношения с администрацией края строились по другому принципу, с точки зрения пользы общему делу. «Журналисты не раз спрашивали у меня, не карманные ли в крае депутаты, – говорит В. Зеренков. – Никогда наша Дума такой не была. Главной задачей было – обеспечить стабильную работу исполнительной власти, а это было далеко не просто: нам выпало сотрудничать с тремя губернаторами – Е. Кузнецовым, П. Марченко, А. Черногоровым. Поверьте, это очень сложно. Но мы не покладая рук работали над тем, чтобы наши законы способствовали наиболее разумному решению экономических и политических проблем на Ставрополье, которые стояли перед обеими ветвями власти – и законодательной, и исполнительной».

Сегодня можно смело утверждать, что в крае на тот момент была принята самая жизнестойкая концепция развития местного самоуправления. Не случайно проходящая по сей день в Российской Федерации муниципальная реформа включает в себя многие положения, принятые на Ставрополье еще на заре нового законотворчества. Повышенное внимание Думы к проблемам местного самоуправления положило конец сепаратистским настроениям, попыткам властной элиты отделить от края регион Кавказских Минеральных Вод, считает Валерий Зеренков.

Сформировалась сама система создания нормативных актов, основанная на принципах коллегиальности, предварительной проработки готовящихся документов рабочими группами из депутатов, экспертов, юристов, представителей общественных организаций и движений. Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как депутатские слушания, круглые столы. Особое место в работе Думы заняли профильные комитеты, которые после всестороннего изучения положения дел в той или иной отрасли предлагали к рассмотрению наиболее важные законопроекты.

Дума первого созыва, безусловно, заложила фундамент регионального законодательства, обеспечила исполнительную власть инструментом, который позволил вывести из кризисного состояния экономику и создать предпосылки для ее дальнейшего развития и стабилизации.

«Первые»
Газета «Ставропольская правда»
20 марта 2009 года