00:00, 20 марта 2009 года

Николай Петров выступил в Ставрополе при полном аншлаге

По–своему аншлаговой стала и предварявшая концерт пресс–конференция: количество журналистов, пожелавших пообщаться с Н. Петровым, также стало рекордным для такого рода мероприятий. По крайней мере, в Ставрополе. Больше собирал разве что визит президента... Удивляться не приходится, ведь личность гостя поистине легендарна, его биография пестрит самыми престижными наградами, его, несмотря на уже солидный возраст, с радостью принимают лучшие залы мира. Так что сам факт прилёта музыканта в любой провинциальный город становится для этого города событием как минимум значимым, если не историческим. Это не панегирик пианисту, ему комплименты уже давно не нужны. Наоборот, по собственному его признанию, сегодня ему больше нравится тишина загородного дома и уютное мурлыканье кота... Впрочем, в разговоре с прессой Н. Петров был, как всегда, энергичен, жёсток в оценках, а порой и выражениях, с присущим ему юмором отвечал на многочисленные вопросы...

Маэстро считает, что культура одной из первых ощутила удары (незаслуженные, сказал он!) со стороны кризиса. Однако, добавил, кое–кто быстро сообразил, что и свалить на кризис можно всё что угодно.

– Особенно, если речь идет о помощи отрасли, не имеющей ни танков, ни ОМОНа, а умеющей только играть на рояле и скрипке, дирижировать и петь... – Эти слова пианист обращает к власти. С которой у него лично во все времена были непростые отношения.

Пресмыкание перед власть имущими мерзко, уверен Н. Петров. Тем не менее есть целый ряд весьма именитых деятелей, «облизывающих все места политиков»… Отзываясь нелицеприятно о чиновниках, маэстро полагает, что «отказывать им в сотрудничестве тоже неверно. Хотя большинство из них в культурном смысле дремучие, им непонятно, например, зачем покупать Стенвей, отчего бы не взять подешевле – какая музыканту разница?». Говоря о том, что может и что реально делает государство для культуры, Петров высказался кратко, почти со злостью:

– Секвестрирует все статьи расходов! Очень «мудро» в условиях кризиса...

Если уж такие обласканные судьбой деятели культуры недовольны ситуацией, что ж остается сотням и тысячам отнюдь не богатых работников отрасли… Может, опять, как в печальной памяти 90–е, выйти на улицу?

– Они этого очень боятся! – Словечком «они» музыкант обозначает «власти». – Лавируют, пытаются не допустить, чтобы народ вышел на улицу, но они играют с огнём… – Невеселая, прямо скажем, была у него при этом интонация.

Сам Николай Петров кое–что пытается делать через созданный им Международный благотворительный фонд, носящий его имя. Хотя сразу признаёт, что организация эта весьма ограничена в возможностях. Выплачиваются стипендии талантливым молодым музыкантам, им же оказывается помощь в поездках на конкурсы, не забыты и старые педагоги–пенсионеры... Поддержка весьма скромная, но все же... Одно из основных вложений фонда – Международный фестиваль «Кремль музыкальный», нынче он будет уже десятым. Проходящий ежегодно в Оружейной палате, фестиваль Петрова заработал репутацию элитного (в лучшем смысле слова), интересного по программам и подбору исполнителей. Правда, средств у фонда недостаточно, и не исключено, говорит маэстро, что «придется пойти с протянутой рукой к коммерческим структурам». Особенно это касается проведения молодежного ответвления «Кремля музыкального», а ведь сколько есть уникальных, замечательных ребят, которым фестиваль способен открыть дорогу в большое искусство… И многим уже открыл.

Русскую пианистическую школу Петров называет одной из сильнейших в мире. Тем обиднее стало ему за провинцию, когда в Ставрополе пришлось играть на рояле, который маэстро охарактеризовал как «чудовищный, катастрофический, ужасный». И здесь речь музыканта была, как всегда, образно–выразительной и ироничной:

– Если вам предлагают в качестве дамы сердца 80–летнюю старушку, говоря при этом, что она когда–то была первой красавицей, что тут можно испытывать? Уважение к возрасту, не более! Я впервые в Ставрополе, и увидел замечательный, богатый город с прекрасными зданиями. Такому просто стыдно не иметь достойного инструмента. Причем это не позор вашей филармонии! Откуда у нее деньги? Это – к отцам города. Неужели нельзя скинуться всем миром и купить приличный рояль?

Стоит заметить, что страстные слова эти были услышаны руководством края: присутствовавший на концерте зампред правительства В. Балдицын публично заявил о намерении хорошенько подумать над этим вопросом. Вопрос–то – престижа и одновременно уважения к ставропольским меломанам… Петров, кстати, умудрился даже с этим инструментом продемонстрировать свои качества виртуоза, но было ясно, что далось это с трудом.

А вот симфонический оркестр краевой филармонии получил достаточно высокую его оценку. Коллектив имеет хорошие перспективы, но нуждается в лучших условиях творчества, таково мнение гостя. Нужно создавать прочный рынок сбыта хорошей музыки, востребованности оркестра. Николай Петров не просто ратует таким образом за коллег, но видит в популяризации классики необходимое противопоставление «тому дерьму, которое извергается на нас в течение 24 часов из всех радио – и телевизионных «дырок». Как с ним не согласиться?!

Музыкант много ездит и по миру, и по России. Есть, оказывается, в стране такие «оазисы», где культура находит ощутимую поддержку региональной власти. Хотя и от самих деятелей культуры зависит немало. Вот в Твери появился хороший организатор, превративший вчерашнее музыкальное захолустье в настоящий международный центр, куда охотно едут лучшие солисты. В то время как в Москве скупают залы под казино, тут приобретают инструменты, оборудуют современную звукозаписывающую студию и роскошный филармонический зал. В Екатеринбурге губернатор старается всячески поддержать культуру, зато мэр города уже второй год ведет крестовый поход, желая отнять приглянувшееся здание музыкального лицея под некую коммерческую структуру... Все зависит от конкретного человека у руля власти. Можно найти тысячи причин отказать в просьбе музыканту, а вот найти способ реально помочь...

Выбор программы концерта в Ставрополе был продиктован возможностями оркестра. В частности, Н. Петров хотел бы предложить сложные произведения Моцарта, но для этого нужны два фагота и две валторны, а в краевой филармонии их просто нет. Вовсе не от нежелания, а потому что пригласить таких музыкантов – значит, обеспечить их жильем, что сегодня стало, увы, неразрешимой задачей…

Тем не менее программа концерта все же получилась солидной. Правда, в первом отделении аудитория не увидела ожидаемого гостя, и это, признаться, многих озадачило, если не сказать – разочаровало. Хотя симфонический оркестр филармонии представил очень симпатичный подбор известных мелодий Моцарта, Гуно, Верди, Массне, Бизе, Понкиелли. А когда после антракта, наконец, вышел Н. Петров, публика готова была услышать больше, чем ей было дано. Фантазию до минор Моцарта пианист исполнил соло, затем вместе с камерным составом оркестра – концерт для флейты, скрипки и клавира Баха. Знатоки говорили, что не во всем удалось добиться слаженности игры, что можно объяснить недостаточностью времени для репетиций. Тут уж – претензии скорее всего к организаторам, которые могли бы дать приглашенному музыканту побольше времени на пребывание в Ставрополе. Наверное, сделавшим, несомненно, благое дело спонсорам (филиал одного из крупных банков) следовало потратить на это больше средств, если уж решились на такой шаг. Жаль, что в концерте, брендом которого значилось имя Петрова, самого Петрова оказалось так мало. Ведь его исполнительский запас неисчерпаем – около сотни мощных программ! К тому же, как говорит он сам, ему «всегда было интересно представить музыкальные сочинения не затасканные, быть законодателем, этаким Юдашкиным в музыке»... Особенно близки Н. Пет–рову творчество Бетховена, Моцарта, Баха, Прокофьева, Рахманинова, Шумана, Брамса, Листа... И у каждого можно вдруг открыть нечто! Совсем не то – с современными авторами, о которых у пианиста сложилось неприятное общее впечатление. Есть, конечно, и Губайдуллина, и Шнитке, по праву занявшие свое место в одном ряду с Шостаковичем.

– А есть «прикладные» композиторы, их сочинения – как картинки, которые мы подбираем на кухню под цвет обоев, – говорит Н. Петров. – Пишут абсолютно одинаково, не имея творческого лица, невозможно отличить, кто и что именно написал. А все хотят быть рядом с Шуманом и Шубертом... Фигушки!

*****

Разумеется, даже преобразившейся после ремонта краевой филармонии с залом, где сияют свежестью новые кресла, все–таки далеко до именитых Карнеги Холла, Кеннеди Центра или Большого зала Московской консерватории, где блистал маэстро Петров. Но ведь, по признанию самого музыканта, важен не зал, важнее – кто тебя слушает. Такой слушатель не просто чуток, в провинции он еще и особенно благодарен. И оттого щедр на рукоплескания и цветы, коими и ставропольцы от души наградили Николая Петрова. Они так сильно ждали этой встречи, что готовы великодушно простить и ее краткость. Потому что она все равно стала событием. И потому, что и в российской глубинке людям ведома позиция знаменитого гостя, повторенная еще раз и у нас:

– Мне дороги люди, близкие серьезной культуре.

«Классический аншлаг»
Газета «Ставропольская правда»
20 марта 2009 года