00:00, 13 марта 2009 года

Лекарства устаревшие и опасные

С больной головы на здоровую

Например, не так давно анальгин исключили из льготного списка лекарств. К слову, он уже давно не просто исключен, а запрещен к продаже на территории большинства европейских стран.

Метамизол натрия – основа анальгина – был синтезирован в 1920 году. На тот момент он показал высокую эффективность и небольшое (по сравнению с наркотическими анальгетиками) количество побочных эффектов, поэтому быстро начал завоевывать мировой рынок. Анальгин даже в дословном переводе с латинского означает «отсутствие боли». И лишь со временем выяснилось, что он вызывает много побочных эффектов, в том числе и очень опасных. Самые грозные осложнения – анафилактический шок и агранулоцитоз (тяжелое нарушение кроветворения).

Почему его не запрещают у нас? В России не работает механизм сбора данных о побочных действиях лекарств. Нет статистики от врачей – нет и формальных оснований для запрета. Росздравнадзор закончил формировать систему мониторинга безопасности лекарственных средств лишь несколько месяцев назад. И пройдет еще немало времени, прежде чем все случаи побочных действий будут документально зафиксированы.

Когда запретили анальгин

1965 год – в Австралии и Великобритании.

1977 год – в США.

1979 год – в Италии.

1987 год – в Германии.

1989 год – в Испании.

Старый – значит проверенный?

То же касается и других «старых добрых» препаратов – тетрациклина и левомицетина. Назначая эти лекарства самим себе по принципу «меня еще мама им лечила», мы рискуем пострадать от их токсического действия и опять же вскармливаем армию устойчивых к лекарству бактерий.

Левомицетин – любимый «родительский» препарат, если у чада понос и рвота. Но основное лечение кишечного расстройства – голодание и питье. И обязательная консультация врача (чем младше ребенок, тем быстрее ему нужна помощь). Очень важно не допустить обезвоживания организма и исключить инфекцию.

Тетрациклиновая мазь – токсичный устаревший препарат, которым граждане часто лечатся при конъюнктивите. «Забудьте о нем! Равно как и о том, что с конъюнктивитом можно справиться самому – бесполезной чайной заваркой или слабым и токсичным альбуцидом, – призывает Дмитрий Майчук, доктор медицинских наук, заведующий научно–педагогическим центром ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова. – Воспаление рано или поздно пройдет, а вот последствия – повторяющиеся конъюнктивиты и синдром сухого глаза – останутся. Риск тем выше, чем дольше вы не снимаете воспаление».

При вирусном конъюнктивите нужно комплексное лечение – глазные капли с антибактериальным, противовирусным и противогрибковым эффектом. А в качестве завершающего этапа – слезозаместительная терапия. Дозу и схему применения расписывает исключительно врач.

Волнуется сердце...

Еще один мастодонт, дошедший до нас из бабушкиных сказок, – валидол. По традиции его применяют при плохом самочувствии вообще и, в частности, при повышении давления и боли в области сердца. Уже лет 20 кардиологи не устают повторять, что валидол – пустышка. Даже в аннотации к препарату написано, что он оказывает легкое сосудорасширяющее и снотворное действие – и ВСЁ. Да и «легкое сосудорасширяющее» толком так и не было доказано.

Его собрат – корвалол. История повторяется. За исключением того, что, в отличие от валидола, в котором, кроме ментола, ничего нет, в состав корвалола входят экстракт валерианы и снотворное фенобарбитал.

Компонентов, помогающих работе сердца, ни в корвалоле, ни в валокордине, ни в валидоле нет. Воспринимая эти средства как сердечные, мы теряем драгоценные минуты. Надежнее вызвать «Скорую» или принять настоящий сердечный препарат.

По материалам журнала «Здоровье»

«Мастодонты из аптеки»
Газета «Ставропольская правда»
13 марта 2009 года