00:00, 3 марта 2009 года

Страхование урожая будет проводиться по новым правилам

Итак, практика последних лет явно показала, что на рынке агрострахования правят бал компании, склонные к «серым» схемам. Через них проходят колоссальные объемы средств господдержки, нередко уходящие на фиктивные страховые случаи. Напомним, бюджет компенсирует сельхозпроизводителю не менее 50 процентов страховой премии. Произволу способствует ряд причин, в числе которых, как не раз прозвучало на совещании, отсутствие системы независимой оценки ущерба и рисков, порядка урегулирования противоречий, четкой линейки продуктов страхования и т.д. Правда, новая концепция, разработанная российским Минсельхозом и рассчитанная на исправление такой ситуации, мгновенных перемен не сулит. Как пояснила директор департамента экономических программ и анализа Министерства сельского хозяйства РФ Людмила Кошолкина, выстроить эффективную систему страхования с господдержкой правительство планирует примерно к 2020 году. Все это время в концепцию планомерно будут вноситься коррективы.

Тем не менее уже с нынешнего года вступят в силу некоторые принципиальные положения концепции. Во–первых, сформулированы требования к регионам. Поддержку из федеральной казны по программам страхования смогут получать только субъекты, где разработаны региональные программы развития сельского хозяйства и в бюджетах преду–смотрено софинансирование агрострахования. Собственно, все это считается вполне традиционным и приемлемым. А вот от одного из условий российское правительство из–за массовых возмущений с мест пока отказалось. В первоначальном варианте, пояснила Л. Кошолкина, значилось, что региональные власти должны были обеспечить сохранение (а лучше и увеличение) доли застрахованных посевных площадей. Однако из–за кризиса это положение решено было отодвинуть до «лучших времен».

Во–вторых, пристальное внимание ныне будет уделено и самим страховщикам. Так, на этот год уже сформирован перечень из двадцати шести организаций, которые будут допущены к бюджетным средствам, предназначенным для выплат страховых премий. По словам специалистов Минсельхоза России, сито при их отборе было очень мелким. Учитывался целый ряд моментов, в том числе рейтинг финансовой устойчивости, стоимость активов, доходы, результаты работы вне госпрограмм и т. д. Список этих страховщиков обещают обнародовать в течение недели.

Хотя, заметим, это совершенно не означает моментального сужения рынка агрострахования. Компании, не удовлетворяющие требованиям государства, могут быть допущены к страхованию аграрных рисков в том случае, если перестрахуют их в одной из «правильных» страховых компаний.

Что касается уже самих сельхозпроизводителей, то им концепция предложит два вида полисов – «красный» и «зеленый». Первый понадобится желающим застраховать риски полной гибели урожая в результате катастрофы. А вот по «зеленому» полису клиентам будут предлагаться несколько уровней страховой защиты, в том числе от недобора урожая.

Вся эта линейка, отметил на совещании первый зампред правительства края Юрий Белый, однозначно будет востребованной на Ставрополье. Нередкие у нас градобой и засуха ежегодно отнимают тонны урожая. Тем не менее более остро сейчас стоит вопрос о страховании животных: такие случаи пока настоящая редкость в крае. А зря, подчеркнул Ю. Белый. В последние годы Ставрополье подвергается атакам то птичьего гриппа, то африканской чумы, и это заставляет еще раз задуматься о страховке. Правда, упомянутая концепция агрострахования здесь снова шагает несколько позади. Отдельные страховые продукты в сфере животноводства и рыбоводства по госпрограммам предполагается внедрять с 2012 года.

«Через мелкое сито»
Газета «Ставропольская правда»
3 марта 2009 года