00:00, 20 февраля 2009 года

Готы, эмо, растаманы

Стиляги, как принято считать, протестовали против главенствующих в тогдашнем обществе идей, выступали против общественных запретов и отсутствия свободы. Против образа жизни и идеалов своих родителей. Но дело в том, что чувство протеста характерно для подростков вообще.

До поры до времени ребенок в своем опыте ориентируется на родителей, на их «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Они являются для него словно бы зеркалами, в которых он видит себя, свои поступки. Но приходит подростковый (пубертатный) возраст, начинаются перемены – и на физиологическом, и на эмоциональном уровне. У ребенка появляется необходимость психологически отделиться от родителей, желание самому ответить на вопрос: какой я? Красивый или нет, умный или глупый, хороший или так себе; чего хочу, чего боюсь, для чего живу… Возникают новые идеалы, и они уже не родительские. В сущности, в этом и состоит взросление.

А родители, даже самые демократичные, как правило, продолжают жить по своему сценарию, где сыну или дочери отведено место ребенка, за которого решают, что ему делать, с кем дружить и т. д. Чем менее они склонны психологически отпустить подростка от себя – тем более бурным может быть его протест.

К тому же в этот период наиболее актуальным для подростка становится общение в группе, с ровесниками. Ему просто необходимо найти таких же, как он сам, с теми же проблемами, сомнениями, желаниями. Посмотреть, как они со всем этим справляются, получить их поддержку.

– А родители ее оказать не могут?

– Могут, конечно. Но очень часто переживания четырнадцати–семнадцатилетних кажутся им преувеличенными, несерьезными. Мы, взрослые, знаем, что первая любовь закончится, что через неразделенное чувство проходят все, что даже после серьезной неудачи жизнь продолжается… А подросток живет «здесь и сейчас», для него понятие «будущее» – нечто размытое и нереальное. Завтра и послезавтра неизвестно еще когда наступит, а сегодня – больно! И рассказать это проще всего сверстникам.

– Взрослеющие юные люди начинают искать единомышленников в неформальных группах. Кого сейчас они могут найти?

– Это зависит как от внутреннего состояния, так и от внешних обстоятельств. Например, если во дворе все ровесники – готы, то подросток, скорей всего, к ним и примкнет. Среди наиболее распространенных сегодня молодежных субкультур можно выделить следующие.

«Эмо» – от английского «emotion» (эмоциональный). Эти ребята культивируют свою чувствительность, эмоциональность, а из чувств – грусть, скорбь. На своих сайтах они размещают стихи о неразделенной любви, об одиночестве, о жестоком мире, который их не понимает. В группу «эмо» идут склонные к депрессии подростки. Впрочем, некоторых привлекает внешний вид, атрибутика. Эмо обоего пола красят волосы в черный цвет, носят косую челку, закрывающую поллица, так что на их сайте по фотографиям трудно отличить мальчиков от девочек. Одеваются они в маечки розового цвета, с россыпью разноцветных значков и изображением Микки–Маусов, медвежат и прочих зверюшек, что подчеркивает их якобы детскость. Инфантильность также культивируется в этой группе.

– Скажите, правда ли, что представители эмо склонны к суициду? Именно это беспокоит родителей.

– Если ребенок попал в группу, пусть даже такую, это уже шаг от одиночества и замкнутости в себе, и он как раз уменьшает риск суицида. Дети делятся своими переживаниями, что очень важно. А их внешний вид, как и в других подростковых субкультурах, не только эпатирует окружающих, но и призван привлечь внимание родителей, старших: со мной что–то происходит!.. Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что ни в практике своей, ни в специальной литературе я не сталкивалась со свидетельством высокого процента суицидов у эмо.

Еще одна популярная у молодежи группа – готы. Увидев их на улице, каждый обратит внимание. Прямые черные волосы, ярко подведенные черным глаза, выбеленное лицо… Носят «солдатские» ботинки, одежду черного и фиолетового цветов, в качестве атрибутики – изображение черепов, летучих мышей, вампирских зубов – напоминание о смерти. Однако культа смерти у готов нет. Их идея – протест против гламура, попсы, против пошлости мира взрослых, как они его видят. Отсюда внешний эпатаж.

Готы очень интересуются смыслом жизни, как правило, они ребята неглупые, склонные к размышлениям. Внешний вид позволяет им выделиться и ощутить некую свою «избранность», что в юности очень важно. А черно–белые тона свидетельствуют о подростковой категоричности, которой различать полутона не дано.

Есть группа «растаманы» – в вязаных беретиках, с косичками–дредами, красно–желто–зеленым цветом в одежде. Можно увидеть их с барабанами, играющих на улице. Идеологически растаманы – продолжатели «детей цветов», хиппи 70–х годов прошлого века. Любовь, разговоры о всеобщем счастье, ничегонеделанье...

Думаю, нельзя пройти в нашем обзоре мимо геймеров. От «game» – игра, в данном случае – компьютерная. В эту группу попадают дети, «отягощенные интеллектом» и плохо социализирующиеся. Они общаются в основном в сети, часть – только в сети, поскольку в реальной жизни свои таланты геймеры показать не могут. Сетевые компьютерные игры для них – это возможность действовать вместе с другими, что в реальности у них по разным причинам не получается.

– В ваш перечень можно добавить рокеров, панков и т.д. Жизнь современных детей куда разнообразней, чем были детство и юность их родителей. Но родителям–то как к сему относиться? Многое в подростковых пристрастиях взрослых пугает, вызывает беспокойство.

– Знаете, беспокойство – в определенном смысле позитивная реакция. Оно заставляет вглядеться в собственного ребенка, попытаться понять, что с ним происходит. Отчасти подросток на это и рассчитывает, эпатируя взрослых. С его стороны это часто сигнал, что в семье его не понимают, с ним мало считаются (или не считаются вовсе). Родителям, возможно, следует пересмотреть свои отношения с детьми.

– На деле, мне кажется, происходит иначе. Родители начинают чувствовать себя с подросшими детьми беспомощными, от беспомощности все подряд запрещают, а запреты мало действуют.

– Подростковый возраст ребенка – испытание для любой семьи. Много лет супругов объединяла ежедневная, постоянная забота о нем, в которой он нуждался. И вот малыш вырос, у него появляется потребность и в других людях. Это не только обидно для родителей, но и во многом лишает жизнь супругов объединяющего начала. Они опять не просто мама и папа, но муж и жена. Нужно искать новые смыслы супружеских отношений, и не у всех это получается. Именно в период взросления детей часть семей распадается. Таким образом порой на подростка обрушивается недовольство родителей и за его поведение, и за то, что взрослые со своими собственными проблемами не справляются. А это ему уж совсем вынести не под силу…

– Что же делать?

– С вовлеченностью подростка в неформальную молодежную группу? Наверное, для начала понять, действительно ли это для него опасно. А во–вторых, если какой–то контакт с сыном или дочерью вы сохранили, то поговорите, почему вашего ребенка тянет в эту группу, что он там находит. Дайте ему понять, что вы уважаете его чувства и желания. Если же контакта нет, то необходимо налаживать его. Тогда и ваши советы подросток, возможно, примет, к опасениям прислушается. На самом деле, при всей их ершистости и тяге к самостоятельности в этом возрасте ребята чувствуют себя то взрослыми, то детьми. Наше участие в их жизни для них важно.

Нужно понимать также, что группа юному человеку необходима. Он ведь ее может найти и в клубе по интересам, спортивной, музыкальной, туристской секции – там, где можно реализовать желание быть с ровесниками, но где есть взрослый руководитель и ситуация безопасна. Это лучший вариант.

– А худший? Перерастет ли подросток желание носить майки с черепами и вампирами?

– Сложно представить семидесятилетнего стилягу, хотя отдельные «мажоры» встречаются… Увлечения юности, как известно, проходят. Труднее прогнозировать будущее подростка, вовлеченного в антисоциальную группировку. Тут, если семья не справляется и время еще не потеряно, наверное, есть смысл обратиться к специалистам – детским психологам и психотерапевтам.