00:00, 19 февраля 2009 года

Реформа армии: Ставропольское авиаучилище переводят в Воронеж

«Военная тайна»

На одном из Интернет–сайтов граждане даже делятся своими мнениями о возникшей проблеме: хорошо это или плохо и что будет на месте учебного заведения? Большинство не сомневается, что там построят очередной торговый центр. А вот мнение одного из бывших выпускников ВВАИУ:

– Полагаю, губернатору и краевой Думе надо обратиться к президенту России с предложением организовать на месте авиаучилища кадетскую школу для детей–сирот или что–то в этом роде. Не все же торговать?

Однако в самом военном вузе руководящие офицеры утверждают, что с удивлением слышат о подобных перспективах и никуда из Ставрополя переезжать не собираются, а если кто–то что и говорит – то это просто слухи. Да и не вправе они отвечать на такие вопросы, журналистам надо бы спрашивать в пресс–службе Военно–воздушных сил РФ. Сотрудник этой службы, назвавший себя Владимир Трик, тоже изумляется моему запросу по телефону и советует почитать тексты некоторых выступлений статс–секретаря, заместителя министра обороны РФ генерала армии Николая Панкова, касающиеся реформы военного образования. В них, мол, о Ставрополе и речи не идет.

«Первоисточник», точнее, генерал Н. Панков, освещавший грядущие изменения на заседании пресс–клуба военных обозревателей МО РФ, за основу взял распоряжение Российского правительства, подписанное премьер–министром В. Путиным 24 декабря 2008 года. А там в числе прочих преобразований предусмотрена реорганизация восьми военных академий и университетов путем присоединения к ним ряда учебных заведений. И что же? Читаем: «К Военному авиационному инженерному университету в Воронеже присоединится Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище».

Так значит вопрос решен? Если да, то зачем из этого делать «военную тайну», которая хочешь не хочешь, но обрастает небылицами и домыслами? Ведь для курсантов и офицеров, да и для жителей края судьба летного училища совсем не безразлична. Это учебное заведение является одним из брендов Ставрополья, и поэтому народ все равно будет обсуждать его будущее.

Серпом по крыльям

К слову, о реформе военных вузов говорит не только генерал Н. Панков, но и авторы публикаций электронных газет. В одной из статей с броским названием «Серпом по крыльям» речь идет в основном о переводе в Воронеж Иркутского ВВАИУ, о недовольстве офицеров, голодовке протеста женщин–сотрудниц. И об информационной блокаде в СМИ вокруг этих событий.

Но в материале есть и упоминание о ставропольском училище, дескать, переберется оно в Воронеж в феврале 2009 года. Автор утверждает, что при перебазировании большая часть имеющегося оборудования будет безвозвратно утрачена, работоспособные стенды и тренажеры в лучшем случае превратятся просто в «мебель». Предприятий, производящих подобное оборудование, уже нет. Часть из него вообще не подлежит транспортировке – как, например, перевезти разрезанный самолет со всеми вскрытыми силовыми элементами? А всю динамическую трубу?

И еще автор «Серпа» рассуждает о том, что в Воронеже традиционно занимаются совершенно другими специальностями и одинаковыми для объединенных вузов будут являться лишь общеобразовательные предметы. В этих условиях перевод иркутского и ставропольского учебных заведений фактически будет означать их ликвидацию.

Первый начальник авиаучилища (до реорганизации в 1969 году оно называлось Ставропольским высшим военно–авиационным училищем летчиков и штурманов ПВО), заслуженный военный летчик СССР, председатель Ставропольского краевого Совета ветеранов генерал–майор авиации в отставке Николай Голодников в беседе с журналистом «СП» высказывается жестко:

– Вместо того чтобы деньги выделять на перевооружение армии, их тратят на реорганизацию, которую называют реформой. Какая же это реформа, если ухудшается обороноспособность страны?! Наука говорит о том, что таких реформ – в заявленных масштабах и в очень короткие сроки – проводить нельзя.

Его поддерживает бывший выпускник Ставропольского ВВАИУ Сергей Н.:

– Тяготы и лишения воинской службы – это можно понять, парни знали, куда шли. Но в чем смысл перевода шикарного училища с уникальной материальной базой, большая часть которой уйдет на металлолом, с потерей устоявшегося коллектива преподавательского состава, с немалыми материальными издержками при передислокации? Получается, вначале разрушим до основанья, а затем построим?

Но другой авиаинженер, Анатолий Б., напротив, с оптимизмом смотрит в завтрашний день:

– Ставропольское училище в середине 90–х годов прошлого столетия переместилось из Даугавпилса, на тот момент основного поставщика инженерно–технических специалистов для Военно–воздушных сил Союза. Его кадры зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Со многими ребятами я служил и дружил. Переехали, обустроились и стали готовить офицеров не хуже предыдущих. И тогда тоже столкнулись с многочисленными проблемами. Так что вуз не потеряется.

Есть и еще точка зрения, созвучная предыдущей. Это мнение, высказанное одним из участников полемики в связи с переводом училища, развернутой на сайте Ставропольского ВВАИУ:

– Женсовет поднял бурю в стакане воды. Уважаемые мамы! Ваши сыновья решили посвятить себя военной службе. Наверное, многие из них пошли по стопам отцов. А государева служба всегда отличалась тем, что приказы надо выполнять. И вы об этом прекрасно осведомлены, так что давайте не будем подрывать основу Вооруженных сил. Приказ – это закон. Клубничку в сахаре вашим сыновьям никто не обещал. Вы можете как–то решать совместно с руководством бытовые проблемы, но не бороться с приказами командования.

«Рапорт» генерала

Не правда ли, немало вопросов у самих офицеров и преподавателей, у родителей курсантов и населения. Почему бы руководству ставропольского военного вуза не ответить на них, дабы снять напряженность?

Ну коли делать оно этого не собирается, пришлось обратиться к руководству другого вуза – начальнику Воронежского военного авиационного инженерного университета, генерал–майору Геннадию Зиброву. Он не стал переводить стрелки на пресс–службу Военно–воздушных сил РФ, а подробно рассказал о том, что знает.

Итак, наших там ждут. Сам генерал до 23 февраля планирует побывать в ставропольском училище, более детально обсудить с офицерами и преподавателями предстоящий переезд. У военного университета есть возможность отбирать тех, кто будет ему полезен (кандидатов и докторов наук), и для ценных кадров уже готовы квартиры.

Что касается разных специальностей в объединяемых вузах, то, как заметил Г. Зибров, хорошо, что теперь будет одна образовательная и воспитательная среда, станет формироваться единый менталитет. Выпускникам будет гораздо легче взаимодействовать, встретившись по распределению на одном аэродроме, и решать задачи по обеспечению полетов военной авиации. Сейчас для этих целей активно создается учебно–материальная база и выделены очень «приличные» деньги. База, по словам генерала, будет поистине уникальной, полностью соответствовать требованиям XXI века.

Кстати, иркутское училище уже перебралось в Воронеж, причем потерь при перевозке оборудования не случилось, просто не брали устаревшее, приобретенное в 70–80–х годах. Из двух тысяч курсантов отказались учиться в Воронеже лишь одиннадцать. А преподаватели, пожелавшие приехать и стоявшие в Иркутске по десятку, а то и более лет в очереди на получение жилья, уже справляют новоселье.

Г. Зибров также заверил, что выпуск старшекурсников в нашем «летном» училище в нынешнем году состоится на прежнем месте. А потом, вероятнее всего, последует приказ о переводе учебного заведения и будут определены конкретные сроки переезда.

Свежо предание

– Мне многое, что не нравится в проводимых реформах, – откровенничает председатель комитета Государственной Думы Ставропольского края по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству генерал–полковник в запасе Евгений Болховитин. – Мы знаем, что у военных немало проблем, связанных с социальными вопросами, в том числе жильем и зарплатой, но в то же время затеваем что–то немыслимое. В результате реформации, например, военных учебных заведений и их концентрации в определенных центрах, будет потеряно огромное количество хорошо подготовленного профессорско–преподавательского состава. Ладно, допустим, курсанты сели в поезд или самолет и перебрались к новому месту учебы. А преподаватели? Снова маяться по общагам? Насчет обещаний помочь с жильем... нам обещали, что в 1980 году будем жить при коммунизме. Да и различных укрупнений мы пережили достаточно – объединялись колхозы, районы, теперь вот принялись за военных. Словом, проводимые реформы мне лично и многим офицерам в войсках непонятны.

P.S. К слову, упомянутой реформой образования предусмотрен и перевод Ставропольского военного института связи ракетных войск в Военную академию связи (Санкт–Петербург). Правда, в институте никаких подробностей не знают и поэтому никак это не комментируют. Зато в народе уже называется конкретный срок начала строительства современного торгового центра на занимаемой им территории – апрель 2009 года.

«Слепой полет»
Газета «Ставропольская правда»
19 февраля 2009 года