00:00, 4 февраля 2009 года

Хлебопекарная отрасль: конкуренция между крупным и мелким бизнесом

Уже сегодня перерабатывающая отрасль края испытывает недостаток средств. Банки или отказывают в предоставлении кредитов или предлагают необоснованно высокие проценты. Поставщики сырья и материалов требуют предоплату и пугают, что скоро некоторые ингредиенты будут просто в дефиците. А многие крупные торговые сети канули в небытие, так и не рассчитавшись с поставщиками за продукцию… Ясно, что пересидеть, переждать не удастся. И населению, и предприятиям, и органам власти надо быть готовыми к самым пессимистичным вариантам развития событий. Мне, как руководителю хлебопекарного предприятия и депутату Думы города Георгиевска, наиболее близка тема формирования бюджета, конкретно - его наполнение местными товаропроизводителями.

Если хотите, экономика - это умение больше продавать. Но как увеличить объемы продаж, когда налицо неравные условия конкуренции с малыми пекарнями. Поддерживаю депутата краевой Думы Е. Письменного, активно отстаивающего интересы крупных предприятий — основных кормильцев краевого бюджета.

В отрасли у нас на один крупный хлебозавод приходится до 20 малых пекарен. Используя 25–50 процентов мощностей и имея рентабельность 5–10 процентов, они, чтобы выжить, переходят на упрощенную систему налогообложения, занижают сведения об объемах продаж, уходят в тень. Крупные хлебозаводы с каждой тонны вырабатываемых хлебобулочных изделий во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды отчисляют 3000 рублей, или более двух рублей с каждой булки хлеба, в то время как малые пекарни отдают государству, в лучшем случае, не больше десяти копеек. Разница более чем в 20 раз. В таких условиях ни о какой здоровой конкуренции не может быть и речи.

Во многих ставропольских магазинах порой не встретишь продукции ставропольских переработчиков: пряники армавирские, колбасы сочинские, молоко черкесское, печенье и торты – опять же привозные. Что достается городу и краю? Ничего, зато вывозятся наличные деньги, в другом регионе оседают налоги и создаются новые рабочие места. При этом производственные мощности на местных предприятиях простаивают. Думаю, самое время ставропольскому покупателю поддержать местного производителя. Согласен, ему зачастую пока еще не хватает умения красиво предъявить свою продукцию покупателю: красочно оформить упаковку, профессионально разработать рекламный материал и провести промакции. Но главное-то в другом: местные переработчики обеспечивают покупателей натуральными, экологически чистыми продуктами питания.

Если поддержать бизнес в городах и селах края, помочь местным товаропроизводителям насытить своей продукцией торговые прилавки, заставить работать на деле такое понятие, как «экономическая безопасность территории», то продажи пойдут в гору и налоговые поступления вырастут. Было бы логичным, если бы краевая Дума и органы местного самоуправления изыскали возможность по снижению налогового бремени для местных переработчиков. Мне могут возразить, что тогда снизятся поступления в местную казну. Да, снизятся по одним статьям дохода. Но за счет развития бизнеса и, следовательно, дополнительных налоговых отчислений территория в итоге только выиграет. Поддержка реальному сектору экономики нужна сейчас, а не тогда, когда бизнес дойдет до предбанкротного состояния.

Я не хочу никого поучать и тем более запугивать. Но нельзя закрывать глаза на серьезность положения. Сейчас, как никогда, важно всем - и покупателям, и производителям, и органам власти - быть вместе, поддержать друг друга.

* * *

КОММЕНТАРИИ

Согласитесь, некоторые из озвученных позиций весьма дискуссионны. Поэтому мы попросили прокомментировать это выступление тех, кто находится «по другую сторону баррикад».

По идее, я должен, конечно, поддержать малые предприятия, но в данном случае я соглашусь с позицией А. Сергеева: крупные предприятия действительно платят очень большие налоги. Однако, на мой взгляд, многие из озвученных проблем могли бы решиться, если бы в крае был организован союз хлебопеков, на чем мы давно настаиваем. Судите сами: участники такого саморегулируемого объединения имели бы реальные механизмы, скажем так, «наказания» недобросовестных конкурентов, а также распределения господдержки, которую должны получать предприятия с безупречной налоговой и кредитной историей. И их должны определять сами хлебопеки, - считает председатель регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» С. Харитонов, - пока же эти вопросы решают чиновники.

- Я убежден, что малые предприятия имеют серьезные преимущества перед крупными, - говорит директор ООО «Хлеб», председатель союза предпринимателей Изобильненского района А. Ушанов. - Взять хотя бы то, что они более гибко реагируют на изменения покупательского спроса. Плюс ценовая политика: я, например, довольно долго удерживаю цену на уровне 11 рублей за буханку. Так мой хлеб и раскупается на «ура». Тем более что мы постоянно работаем над улучшением его качества, в ближайшем будущем собираемся запустить новые импортные линии по производству кондитерских изделий. И никакие отговорки насчет несовершенства упаковки и продвижения товара не принимаются. Работать нужно, а не деньги у властей просить. Проблема в том, что многие наши предприятия очень инертны, легче всего, сидя в кресле, рассуждать, вместо того чтобы думать, как вывести предприятие из кризиса. Я уже 14 лет на хлебопекарном рынке и знаю, как снизить производственные расходы. В прошлом году, чтобы не переплачивать за электроэнергию, перевел все производство на газ. За счет этого удалось не допустить снижения заработной платы работников. К тому же у нас собственная мельница, поэтому закупаем, по большому счету, только зерно. Да, мы работаем по упрощенной системе налогообложения. И что? Ежемесячные отчисления без «социалки» составляют в среднем 48 тысяч рублей, а если считать в общем, то и под сотню вытягивает. Нельзя давить «малышей»: исчезнут малые и средние предприятия, край просто «ляжет», народ останется без хлеба.

«Крупные или малые: кто нужнее?»
Газета «Ставропольская правда»
4 февраля 2009 года