00:00, 24 января 2009 года

Василий Зиновьев о проблемах в энергетике и финансовом кризисе

- Василий Васильевич, у вас богатый опыт работы в ГДСК, где вы возглавляли комитет по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ. Теперь – иные масштабы...

- Не хочу умалять роль и возможности субъектов РФ, но с помощью краевых законов не решить всех проблем, которые часто носят общероссийский характер и замыкаются на центре. К примеру, газификация регионов, жилищный вопрос, качество коммунальных услуг, надежное тепло и водоснабжение. Стремиться сделать жизнь людей такой, чтобы и в нынешних реалиях учитывались интересы всех категорий населения – от пенсионеров до младенцев, – важнейшая задача законодателей. Ведь смысл нашей работы можно считать утерянным, если забыто главное - люди.

В нынешнем качестве мне помогает не только депутатский опыт, но и прежняя работа в газовой отрасли, которой посвящена практически вся трудовая жизнь. Наш комитет рассматривает большой круг вопросов российского газового комплекса, что мне хорошо знакомо и близко по духу. Так что налицо некая преемственность с предыдущей деятельностью. Могу с уверенностью сказать, что продолжаю заниматься любимым делом.

- Насколько продуктивным был прошедший год для депутата Зиновьева?

- Полагаю, что удалось сделать немало полезного. Назову лишь несколько направлений, которыми приходилось заниматься вплотную. В поле зрения депутатов постоянно находился вопрос готовности энергосистемы страны к работе в осенне-зимний период. Обсуждались важнейшие темы развития энергетического машиностроения, перспективы и задачи развития энергетики России.

Что касается проблем нефтегазового комплекса страны, то для его развития в нынешних условиях необходима программа государственного регулирования на долгосрочную перспективу, в то же время предусматривающая оперативные меры. Поэтому в редакции Энергетической стратегии РФ, которая разрабатывается на период до 2030 года, должно быть предусмотрено законодательное обеспечение приоритетов нефтегазового комплекса, в том числе стимулирование производства, инновационное развитие и, конечно, формирование благоприятствующей налоговой политики.

Президентом поставлена задача снижения энергоемкости производства на 40% и повышения экологической эффективности экономики. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Совместно с комитетом по природным ресурсам и экологии мы внесли на рассмотрение парламента законопроект «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Было принято решение сформировать рабочую группу по подготовке новой редакции федерального закона «Об энергосбережении». Дума должна оперативно разработать законодательную базу, которая позволит эффективно решить проблему энергосбережения для всех отраслей топливно-энергетического комплекса.

- Как при такой загруженности находите возможности для встреч с избирателями?

- На места выезжаю часто. Общение с людьми – важнейшее направление деятельности депутата. Плюс общественные приемные, расположенные в каждом районе края, через которые за год проходят несколько тысяч человек. Ни одна просьба не остается без внимания, многие наказы избирателей уже выполнены и получены отклики граждан. Мы анализируем обстановку в каждом районе. Есть и такие проблемы, которые превращаются в систему. К тому же положение усугубляется тем, что задачи ставятся, а муниципальные образования не имеют средств для их выполнения. Поэтому через свои представительские функции, через законотворчество приходится влиять на исполнительный механизм всех властных органов, представленных в крае, – от федеральных и региональных до муниципальных.

Курируя в Госдуме РФ газовую отрасль, бываю в районах российского Крайнего Севера. К примеру, в марте прошлого года депутаты посетили самый крупный и перспективный в стране регион газодобычи – Ямало-Ненецкий автономный округ. Осмотрели месторождения, производственные и социальные объекты предприятий, ознакомились с планами развития ресурсной базы, освоения современных технологий добычи, реализации социальных и экологических программ.

Кстати, в прошедшем году активно обсуждались перспективы применения в России альтернативных видов моторного топлива. Вопрос рассматривался на заседании комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, на летнем совещании в Горно-Алтайске и в октябре – в Кисловодске.

- Пожалуйста, чуть подробнее о переводе автотранспорта на природный газ. Ведь вы еще в качестве генерального директора ООО «Кавказтрансгаз» плотно занимались этим вопросом.

- Да, в ООО «Кавказтрансгаз» еще в середине 80-х мы поставили задачу освоить новое направление деятельности. Не обошлось, конечно, без трудностей, особенно в 90-е годы. Но в конечном итоге газонаполнительные станции заработали и стали приносить доход. «Кавказтрансгаз» занял лидирующие позиции в «Газпроме» по переводу транспорта на газобаллонное оборудование. Сейчас предприятию в Южном федеральном округе принадлежат 12 АГНКС. Ежегодно на 4 пунктах переоснащается до 300 автомобилей.

Если говорить глобально, то компримированный, или сжатый компрессором до 200 атмосфер, природный газ во всем мире активно используется для заправки автотранспорта. Более 70 стран оценили преимущества этого вида топлива.

В России в последнее время растет число автомобильных газонаполнительных компрессорных станций - АГНКС. Но сравнивать наши и зарубежные объемы реализации пока рано. Хотя все плюсы газового топлива налицо. Применение метана рентабельно, замещается значительная доля дорогого бензина и дизельного топлива. И цена – твердая, закреплена государством – не может превышать половину стоимости самого дешевого бензина. Вот и считайте.

Плюс к тому - природный газ наиболее экологически чистый вид топлива. Государственная Дума РФ, комитет по энергетике совместно с «Газпромом» инициируют принятие законодательной базы, которая обеспечит доступность дешевого и экологически чистого топлива. Но и регионы, все заинтересованные хозяйствующие субъекты должны более активно участвовать в этой работе.

- Несколько слов о стратегических путях развития газовой промышленности.

- Россия - крупнейший мировой экспортер голубого топлива и занимает в этом вопросе лидирующие позиции в Европе. Безусловно, принципиально новым проектом является строительство международного газопровода «Северный поток» в Западную Европу. Морской его участок пройдет по дну Балтики до побережья Германии. Этот газопровод для нас очень важен, поскольку на его пути нет транзитных государств, а значит, уменьшается риск транспортировки и снижается стоимость поставляемого топлива. Также новейшие технологии планируется применить при проектировании и строительстве еще одной новой транспортной системы – газопровода «Южный поток», который соединит Россию и Европу по дну Черного моря. Январские события этого года, связанные с транзитом российского газа через территорию Украины, еще раз подтвердили правильность избранной стратегии, направленной на диверсификацию маршрутов транспортировки природного газа.

Сейчас становится реальной перспектива газовых поставок и в Азию, в частности Китай. Есть заинтересованность в сотрудничестве с США, к примеру, на Аляске. Российская сторона в данном случае обладает уникальным опытом работы в условиях Крайнего Севера.

Кроме традиционных, осваиваются прогрессивные направления деятельности. Такие, к примеру, как производство и морская транспортировка сжиженного природного газа для продажи на зарубежных рынках, извлечение метана из угольных пластов или использование природного газа в качестве моторного топлива.

- Василий Васильевич, а каким вам видится приближенный к идеалу облик депутата?

- Это должен быть человек ответственный, реально оценивающий свои возможности, обладающий определенными знаниями и опытом. Если уверен, надо доказывать свою правоту и отстаивать свои позиции. Надо бороться за рациональное использование денежных средств не ради призрачной экономии, а ради того, чтобы каждая копейка пошла на пользу людям. Ради их интересов депутаты, собственно, и должны работать. Что и стараюсь делать. Добавлю, что не в моих правилах откладывать проблемы в долгий ящик: отдаленными перспективами мы уже давно сыты, поэтому конкретные решения необходимы здесь и сейчас.

Свой долг политика и человека я вижу в одном – приносить пользу государству, обществу, людям.

В. ВЛАДИМИРОВ
«Здесь и сейчас»
Газета «Ставропольская правда»
24 января 2009 года