00:00, 23 января 2009 года

О фильме «Стиляги» и не только

Помню также более поздний по времени киносборник, в одном из сюжетов которого клеймились тунеядцы, слушавшие западную музыку и танцевавшие рок-н-ролл.

Его на экране классно отплясывал молодой красавец Александр Белявский. Кстати, музыку эту «на костях» я тоже застала, видела рентгеновские снимки с записанными на них рок-н-ролльными и джазовыми композициями.

Авторы фильма «Стиляги» в то время, понятно, еще не родились. Их представления об эпохе, как мне кажется – из книг, из чужих рассказов чрезмерно идеологизированы (хотя именно против давления на человека идеологических догм они выступают). А мои детские впечатления – живые, чувственные. То время видится мне красочным и праздничным. Летом 1957 года в Москве состоялся I фестиваль молодежи и студентов, по ходу действия он переехал из Москвы в Ленинград, а потом в Киев. Мы, дети, да и родители наши, впервые увидели на улицах яркие толпы иностранцев в разноцветных нарядах. Приезжал знаменитый французский киноактер и шансонье Ив Монтан – мама взяла меня на его концерт, и я навсегда запомнила мягкий голос, черную тенниску, платочек на шее… До сих пор не могу равнодушно пройти мимо платочков и косыночек на прилавке – по-моему, это оттуда…

А вот людей в темно-бурых одеждах солдатского кроя, как они показаны в фильме, я ни в троллейбусах, ни во дворах не помню – это, скорее, что-то из кинохроники про маодзэдуновский Китай. Во всяком случае, мама моя, молодая киевская модница, и ее подружки носили платья и сарафаны ярких расцветок, любили хорошие духи – правда, купить могли только маленькие, почти пробные флакончики. И были они при этом не любительницы гулять по «Бродвею», как в фильме, не светские тусовщицы, как сказали бы сейчас, а обыкновенные школьные учительницы.

Понятно, что режиссер Валерий Тодоровский снимал фильм-метафору. Одежда в нем определяет, к какому человеческому типу относятся герои. Отождествляют ли они себя с «общей массой», привыкшей «ногой маршировать, рукой голосовать», или стремятся делать в жизни самостоятельный выбор, нести за нее собственную ответственность, идти на конфликт ради убеждений.

Дружинники в красных повязках действительно резали на стилягах узкие брючки, лихие куплетисты на самом деле пели с эстрады «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст!». Эпизод, когда главного героя «Стиляг» Мэлса обличают как идеологического врага на комсомольском собрании в университете, не придуман. Сложная была жизнь.

И все же молодежное бунтарство в любые времена – включая все эти коки, ирокезы, брюки-дудочки и пирсинг во всех мыслимых и немыслимых местах - это более всего просто попытка заявить о себе миру. Я пришел, я новый, не такой, как вы!

Самым печальным эпизодом для Мэлса оказывается не остракизм однокурсников на общем собрании, а встреча через год после этого с бывшим лидером компании стиляг Фредом. Бывшим, потому что Фред, выпускник МГИМО, начинающий советский дипломат, сделал выбор в пользу карьеры, снял стиляжью «чешую» и уехал на стажировку в США. И вот он вернулся, и первое, что сказал другу: «А ты знаешь, в Америке стиляг нет!». Америка, которая казалась их компании оплотом свободы, воплощением молодого бунтарства, на самом деле, скучна, прагматична и носит респектабельные офисные костюмы.

Осмыслить и пережить это сразу Мэлс не может. Ему проще порвать с Фредом, чем поверить. Так заканчивается юность…

Мне кажется, фильм и об этом. О том, что юность заканчивается рано или поздно, но память о ней остается. В последних кадрах на улицы Москвы высыпают толпы стиляг, хиппи, панков, готов… Сколько их было, сколько еще будет! «Будем веселы, пока мы молоды!»

«Стиляги», невзирая на все издержки, - качественное кино. Далеко ведь не каждый мюзикл рождает в душе столько ассоциаций. А Тодоровский снял именно мюзикл, в котором музыка восьмидесятых удачно стилизована под пятидесятые-шестидесятые, а молодые актеры с замечательной естественностью танцуют и поют. В этом фильме каждый из них – индивидуальность. Никакого сравнения с бесконечными тупыми телесериалами, где молодость артистов используется только как фактура: хорошенькие личики, свежесть – а ситуация, диалоги, жесты – все фальшь и дешевка.

Новогодняя кинопремьера-2009 оказалась явно удачнее «Иронии судьбы-2», которую мы смотрели ровно год назад.

Л. ЛАРИОНОВА
«О «Стилягах» и не только»
Газета «Ставропольская правда»
23 января 2009 года