00:00, 23 января 2009 года

Африканская чума: слухи и меры

Как объяснил Ю. Белый, необходимость встречи продиктована тем, что реальная ситуация обрастает массой всевозможных слухов. Так, недавние возмущения жителей станицы Ростовановской, пытавшихся воспротивиться мерам по ликвидации поголовья в очаге заболевания, были вызваны не только нежеланием расставаться с животными, но и неверием в то, что в одноименном колхозе вообще свирепствует вирус. В качестве доказательства они приняли только оригинал лабораторного заключения покровского ВНИИ вирусологии, в котором ясно сказано о наличии в хозяйстве этого заболевания. Кроме того, сообщил Ю. Белый, находятся охотники распускать слухи о том, что распространение африканской чумы свиней в крае — не что иное, как результат диверсии. Подобные «байки» официального подтверждения не нашли, зато с уверенностью можно говорить о нарушении требований ветеринарии в хозяйствах края, что и стало причиной вспышки заразы. В который раз недобрым словом поминался пресловутый человеческий фактор. Так, по словам Ю. Белого, на днях была пресечена попытка вывоза из колхоза «Ростовановского» нескольких туш свиней в другой район края.

Меры, предпринимаемые ветслужбой для локализации вспышки заболевания, непопулярны, вызывают непонимание населения, но они необходимы. Во-первых, Ставрополье и Краснодарский край в этой ситуации стали своеобразным барьером, который должен задержать проникновение чумы на территорию других регионов. Во-вторых, в борьбе с эпизоотией специалисты вынуждены руководствоваться инструкцией 1980 года. Она уже, безусловно, устарела, однако никакого другого норматива взамен нее пока не принято. В России нет опыта борьбы с этим заболеванием, приходится нарабатывать его на ходу.

В этих условиях тяжело приходится не только владельцам поголовья, оказавшегося в очагах инфекции, но и сотрудникам ветслужб, которым в случае выявления нарушений в их работе грозит ответственность вплоть до уголовной. Появляются и «шутники»: например, в селе Арзгир некто сообщил о том, что здание ветстанции заминировано. К счастью, звонок оказался ложным, аноним уже вычислен.

Нынешняя ситуация с африканской чумой свиней даже сложнее, чем в прошлом году, поскольку зараза уже проникла в дикую природу, где ее искоренить будет намного сложнее, чем в хозяйствах. Напомним, в заказнике «Дебри» наличие вируса уже подтверждено официально, а заказник «Бештаугорский» пока под подозрением. В настоящее время ведется вынужденное сокращение поголовья дикого кабана на этих территориях. При этом не исключается вариант, что на Ставрополье вирус попал за счет миграции животных, потревоженных военным конфликтом в Южной Осетии.

Ю. Белый сообщил, что границы первой карантинной зоны установлены по минимуму — пять километров вокруг колхоза «Ростовановский», хотя инструкция позволяет расширить их до 25 километров. Рабочие места в этом хозяйстве будут сохранены за счет увеличения посевов сельхозкультур. Что до компенсаций за изъятое поголовье, то, по словам чиновников, по прошлогодним очагам инфекции этот вопрос уже закрыт. Люди, лишившиеся поголовья, получили возмещение из краевого и районных бюджетов без каких-либо налоговых отчислений. Размер компенсации рассчитывался по ценам, сложившимся на рынке на момент выявления африканской чумы свиней в конкретном населенном пункте. Так, по данным Ставропольстата, в прошлом году эта сумма составила примерно 69 рублей за килограмм живого веса. В нынешнем году, очевидно, эта планка немного снизится. Кроме того, есть договоренность со Сбербанком и Россельхозбанком о пролонгации кредитов, взятых селянами, на развитие свиноводства. Речь о тех, кто проживает в зоне очагов инфекции. Однако, по мнению Ю. Белого, назрела необходимость в законодательном ограничении поголовья свиней на личных подворьях — люди зачастую просто не могут обеспечить элементарных санитарных условий содержания животных. И, наконец, уже отмечена любопытная тенденция: все больше жителей края в последнее время предпочитают видеть на своем столе мясо птицы взамен «непредсказуемой» свинины.

«Чума рождает слухи»
Газета «Ставропольская правда»
23 января 2009 года