00:00, 19 декабря 2008 года

Технический регламент на молоко и молочные продукты вступил в силу

Но замечу, все перечисленное характерно для натурального молока, а не восстановленного из порошкового концентрата. Однако отсутствие соответствующих нормативных документов позволяло переработчикам вольно трактовать понятия. И когда мы покупаем в магазине продукты с надписью «молоко», «творог», «кефир» или «ряженка», то переработчик нам не сообщает, из чего именно сделано содержимое пакета.

Напомним, в конце лета Госдума РФ, вопреки массовым возмущениям переработчиков, все-таки приняла закон, именуемый «Технический регламент на молоко и молочные продукты». Об особенностях этого документа мы беседуем с начальником ГУ «Центр испытания качества продукции» Т. Нарыжной.

- Закон, вступающий в силу 20 декабря этого года, четко прописывает, что молоком теперь может называться только натуральный продукт, а если изделие приготовлено из сухого молока, то оно должно именоваться «молочным напитком». Новые маркировки на упаковке должны содержать сведения о составе компонентов продукта. И эти данные должны быть достоверными, то есть соответствовать качеству продукции. Но требования к маркировке – только часть условий, предусмотренных новым законом.

- Тамара Николаевна, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, в Ставропольском крае содержалось в крупных предприятиях 42,8 тысячи коров и почти 124 тысячи – в личных хозяйствах граждан. Как это сказывается на соотношении заготовок молока?

- Соотношение 40 и 60 процентов. Вторая цифра относится к индивидуальному сектору. Теперь о качестве заготовок. От сельскохозяйственных предприятий заготавливается в целом 23 процента молока. А, например, в Красногвардейском районе высшим сортом сдается 99,8 процента. В Предгорном районе этот показатель равен 56 процентам, в Петровском – 43, в Кочубеевском – 38 и т. д. В индивидуальном секторе первым сортом заготавливается 38 процентов молока, остальное - второсортным или несортовым.

Конечно, предпочтительнее, чтобы объемы заготовок были в пользу крупных предприятий, где, как правило, формируется молоко высоких кондиций. Невысокое качество молока, заготовленное от частника, обусловлено рядом причин. Представьте, ездит молоковоз-сборщик по населенным пунктам, и молоко по два-три часа в нем остается неохлажденным. Отсюда и качество. Но если селяне сдают продукцию на молокоприемные пункты, оборудованные холодильником, то качество молока бывает гораздо выше.

- В дальнейшем от этого будет зависеть и качество молочных продуктов: сыра, масла, творога, кефира и т.д. Можно ли улучшить свойства молока уже на заводе?

- Безусловно. На заводах оно подвергается механической очистке. Применяется более высокий температурный режим пастеризации. Ряд предприятий предусматривает приобретение специального оборудования. Например, применение бактофуг способствует очистке молока как от механических, так и от микробиологических загрязнений. Это позволит сделать готовые продукты безопасными для потребителя. Кстати, в новом законе безопасности продукции уделяется большое внимание.

В нем прописаны высокие требования к выдаче производителям сертификатов соответствия и санэпидзаключений на выпуск продукции. Новый технический регламент усиливает требования и к условиям производства, и к техническому обеспечению выпуска качественной продукции.

Так, в законе дается классификация ста двух молочных и молокосодержащих продуктов, чего раньше не было. Важно то, что технический регламент имеет силу закона. Ведь ГОСТы, национальные стандарты правовой силы как таковой не имеют. А закон уже придется выполнять неукоснительно.

- Закон обязывает объективно информировать покупателя. Можно ли надеяться, что данные производителей будут действительно достоверными?

- Информация в виде маркировки на потребительной упаковке должна быть полной и объективной. Если это «молочный напиток», то так и должно быть написано, в том числе с указанием данных о составе ингредиентов. И так по любому из ста двух продуктов. Это, как я уже сказала, обязательное требование.

Кстати, хочу обратить внимание потребителей на уже зафиксированные случаи информационной фальсификации. Например, в продаже появлялись продукты под названием «Кремлевское масло», «Кубанское масло», а на самом деле это были спреды, и слова «масло» там не должно было быть. Напомню, спред - это молочно-растительный продукт, где определенную часть содержимого составляют масла растительного происхождения.

В. БУРДЮГОВ
«Что скрывается за надписью «молоко»»
Газета «Ставропольская правда»
19 декабря 2008 года