00:00, 11 декабря 2008 года

Финансовый кризис. Советы психолога

- Алексей, в психологии, психотерапии, насколько я знаю, понятие «кризис» негативного оттенка не имеет?

- В кабинете психотерапевта человек проходит через целый ряд кризисов. Иначе он не может измениться сам, изменить свою жизнь – а ведь именно с этой целью он, как правило, приходит к специалисту. Кризис заставляет его переосмыслить себя, свои ценности, свои отношения с миром. Представляется, что сейчас время глобального, общемирового переосмысления. Эра потребительства заканчивается. Люди потребили больше, чем смогли произвести и заработать. Это привело к кризису во всех сферах – не только финансовой, социальной, но и в личностной. Ведь деньги в конце концов - всего лишь эквивалент отношений между людьми.

- А вы думаете, люди хотят, чтобы эра потребления закончилась? По-моему, все, скорее, ждут, что экономические трудности рассосутся и она продолжится…

- Не уверен, что все. А вот уроки из ситуации придется извлечь каждому. Например, задуматься над своей мерой ответственности за ставшие неподъемными долги по кредитам. Так ли уж была нужна новая более престижная машина или можно было обойтись вполне приличной старой? Стоило ли замахиваться – в долг! - на евроремонт в квартире с одновременной покупкой новой мебели? И поступлю ли я так в следующий раз?

В конце концов, как говорил один киногерой, я не могу есть больше трех раз в день…

- А как все же справляться с собой тем, кто оказался в долгах, кто потерял работу или может ее лишиться? Это провоцирует в людях не лучшие чувства. Мужчина перестал чувствовать себя кормильцем – и от ощущения своей беспомощности становится дома раздражительным, грубым. В фирме ждут сокращений – и начинают относиться друг к другу подозрительно, со скрытой агрессией.

- Знаете, мне нравятся слова Билла Гейтса, что все свои жизненные планы он строит так, как если бы Microsoft находился в двух годах от полного краха. А еще хорошо сказал Булгаков: помни, что человек смертен, иногда внезапно смертен… Исходи из этого, размышляй о жизни, о том, что есть истинные ценности.

- А для вас что это?

- В первую очередь, отношения с близкими. Нам более всего нужно, чтобы были люди, ради которых мы будем жить, которые нас любят. А в кризисные моменты этот вопрос становится главным.

Женщины в России живут на 12 лет дольше мужчин, это самый большой в мире разрыв в продолжительности жизни между полами. Отчасти он объясняется тем, что даже в ситуации, когда главными ценностями в обществе стали карьерный успех и потребление, женщина помнит и о других ценностях – о семье, детях. Это ее спасает, в том числе в момент жизненных испытаний.

- Между тем в телеэфире, к примеру, сейчас очень жарко обсуждается тема распада семьи из-за падения уровня материального комфорта. Один такой сюжет меня как жительницу провинции, признаюсь, позабавил. Уж очень не наша ситуация. Папа получал сто тысяч долларов в месяц и вот недавно лишился работы. Переживут ли это жена и дети?..

- Если отношения супругов состоят, фигурально выражаясь, из того, что муж приносит домой пачку денег, а жена за это ему варит борщ, то кто они друг другу? И есть ли между ними отношения на самом деле? Толщина пачки – обстоятельство привходящее.

- Мы все, в общем, знаем рецепты, как справляться с финансовыми проблемами. Сократить расходы, отказавшись от того, без чего прожить можно. Искать дополнительный заработок. Но беда в том, что у людей психика разная. Вспомните кризис, пережитый в девяностых. Кто-то, став безработным, занимал деньги, брал сумки и ехал в Турцию за товаром. Кто-то получал совсем другую профессию – а кто-то, увы, впадал в депрессию, алкоголизм… Помню, читала об опыте Германии. Когда туда хлынул поток эмигрантов и на биржах труда стали скапливаться безработные, начали широко использоваться психологические службы, где люди вместе со специалистами прорабатывали свои проблемы, во всяком случае, могли проговорить их.

- Это действительно очень важно. Понять, что я чувствую в данной ситуации, увидеть, что я не один такой. Разобраться, что я сам могу (и хочу) делать. Многие от этих вопросов уходят всю жизнь. Сейчас есть шанс на них ответить.

Что касается гуманитарных программ по психологической поддержке населения в ситуации социального кризиса, то существуют они не только в Германии, но и в других странах. Более того, и у нас в крае, в частности в Ставрополе, достаточно профессиональных психологов – в службе занятости, центрах соцзащиты, в образовании, которые могли бы такие программы вести. Нужна добрая воля властей, чтобы выделить на это средства – на грантовой или другой основе. И уж, конечно, сокращать сейчас ставки психологов, как это кое-где уже начинает происходить в городских и районных службах, весьма, на мой взгляд, неконструктивно…

«Переосмысление»
Газета «Ставропольская правда»
11 декабря 2008 года